Технологии – лишь небольшая часть задачи
Максим Щенников — коммерческий директор интерактивного агентства, а также спикер грядущей конференции ARConference, посвященной дополненной реальности. Максим рассказал о том, как создавалась компания и увеличивались её компетенции в различных областях, в том числе AR. Из беседы с Apps4All вы также узнаете о разработке проекта ARTOUCHER и тенденциях проникновения технологии дополненной реальности в различные сферы, например, торговлю и автопром.
Максим, рады приветствовать! Расскажите об AREALIDEA?
В 2003 году начинали cклассической веб-разработки, постепенно расширяя свои компетенции в смежные направления. К настоящему времени в компании выделяется несколько подразделений, каждое из которых обладает отдельной экспертизой: веб-разработка и продакшн, поисковый маркетинг и повышение конверсии, разработка мобильных решений, веб-интеграция и автоматизация бизнес-процессов.
Мы считаем, что за счет накопленного опыта в каждом из направлений способны оказывать хороший консалтинг по виртуализации бизнеса, обеспечивать, как мы говорим, «умный комплекс digital-услуг». Об этом свидетельствуют наши места от ТОП-10 до ТОП-100 в ключевых отраслевых рейтингах (Tagline, CMS Magazine, Ruward, Seonews и др.), а также имена наших клиентов: Уралсиб, Гипер Глобус, кухни Мария, Фольксваген, Рено, Российский Фонд Прямых Инвестиций, Татфондбанк. Перечислять могу долго.
Позже увлеклись технологиями дополненной реальности, технологиями навигации внутри зданий и на мероприятиях (разработали собственную технологию), запускаем и развиваем ряд собственных продуктов.
Когда к списку оказываемых услуг присоединилась дополненная реальность?
Экспериментировать с дополненной реальностью мы стали еще в 2011 году. Начинали с простых двухмерных моделей. Так, для увеличения активности на нашем стенде в рамках RIW/2011 нами была запущена игра BrandDetect.
Посетителю предлагалось пройти серию интерактивных игр в дополненной реальности, набрав как можно больше баллов. Игра доступна и сейчас. Можете попробовать.
В том же 2011 году на конференции «Сайт» мы вместе с интернет-магазином сумок и аксессуаров презентовали на тот момент первую примерочную в дополненной реальности для мобильных устройств. Это были первые шаги.
Как расширяли область компетенций в этой области?
Методом проб, ошибок. Постепенно научились работать с объемными моделями, сложной анимацией; интегрировать аудио и видео; получили опыт взаимодействия с AR не через тач, а «по воздуху»; научились сочетать в рамках одной задачи несколько, на первый взгляд несовместимых движков; стали при необходимости дополнять не сам объект, а окружающую среду. Ряд компетенций получили при работе с клиентскими заказами, ряд на основе собственного интереса.
Какие проекты стали Вашей главной целью?
Поскольку наш основной фокус сосредоточен в первую очередь на комплексных проектах организации продаж через интернет (от автоматизации внутренних процессов до привлечения и конверсии аудитории), было и остается стремление сделать дополненную реальность еще одним эффективным инструментом повышения продаж, увеличения лояльности аудитории.
К маю 2012 года мы подготовили первый релиз нашего сервиса ARTOUCHER и представили его на выставке ECOM EXPO 2012.
Многие компании с интересом отнеслись к новому продукту, но не более: сложные времена для интернет-магазинов, малый объем мобильной аудитории, недостаточное проникновение технологии, нежелание производителей работать с контентом. В общем, выявилось достаточное количество ограничений для быстрого проникновения.
Вместе с тем, за рубежом ситуация развивалась более динамично, и мы решили, что перспективы у рынка есть. Мы расширили перечень сфер применения технологии, предлагаемой сервисом: включили не только электронную коммерцию, но и выставочную деятельность, образование, промо-проекты и программы лояльности.
В рамках направления мы также с удовольствием занимаемся и индивидуальной разработкой мобильных приложений с большим объемом работ по выработке маркетинговой стратегии использования технологии, моделированию высококачественного контента (от статичных моделей до анимированных сцен), первичному посеву созданных продуктов.
ARTOUCHER — Ваш собственный сервис. Как он работает? На кого он нацелен и каким обладает функционалом?
ARTOUCHER — первый в Роcсии сервис размещения виртуальных моделей в дополненной реальности. Механику проще всего понять, посмотрев видео о сервисе. Для бизнеса на сайте сервиса создан личный кабинет, через который происходит размещение моделей, синхронизация с сайтом, работа со статистикой, доступна подробная инструкция по интеграции и т.д.
Для интернет-магазинов сервис дает доступную и простую в управлении возможность разместить свои товары, дать своему потребителю познакомиться с товаром вживую и достичь основной цели — повысить количество
лояльных покупателей и увеличить объем продаж. Пользователь знакомится с товаром и сразу совершает покупку с мобильного устройства. Если говорить о продаже мебели, то покупатель не только сможет увидеть, как диван встанет в комнате, но и разложить его, поменять ткань и расцветку.
Пожалуй, второй по востребованности областью применения технологии является выставочная деятельность, использование AR вместо физических шоурумов. Сервис отлично справляется с демонстрацией крупногабаритных товаров, которых нет в наличии или которые доступны только под заказ; с демонстрацией уникальных экспонатов; позволяет сократить размер выставочных площадей.
В издательском бизнесе и в образовании сервис помогает оживить печатные материалы. Привязанная к странице виртуальная модель облегчает понимание учебного материала, может воспроизводить анимированные иллюстрации сюжета произведений, визуализировать различные инструкции и т.д. Двигаясь в этом направлении, мы уже заручились поддержкой программы МОСТ.
Достаточно очевидно использование сервиса в рекламной сфере — от промо-акций и мероприятий до внедрения AR в outdoor, рекламную полиграфию, сувенирную продукцию.
Следует отметить достаточно лояльную ценовую политику сервиса. После окончания бесплатного пробного периода размещение до 50 объектов на минимальном тарифе обойдется всего в 4 990 рублей в месяц. Мы предусмотрели три тарифа, отличающихся количеством доступных к загрузке объектов, количеством показов загруженных моделей, а также маркетинговыми инструментами.
В настоящий момент бесплатно протестировать сервис может каждый желающий. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте www.artoucher.com в режиме демо-доступа. Пробный период предполагает размещение до пяти объектов с четырьмя моделями в каждом, сроком на три месяца. Для тестирования доступна загрузка как двухмерных, так и 3D-моделей. Требования к моделям подробно описаны в личном кабинете пользователя. После модерации объекты становятся доступны в общем разделе мобильного приложения.
Чего хотелось добиться его созданием? Получилось ли достичь поставленных целей?
Наша цель — сделать ARTOUCHER доступной по цене и простоте подключения готовой платформой для быстрого запуска проектов с дополненной реальностью на iOS и Android. Идем к ней полным холодом.
Сколько времени потребовалось на разработку?
Основной объем по разработке первой версии мобильных приложений и серверной части нами был выполнен в 2011-2012 годах. В 2012-2013 мы полностью переписали решение, пересмотрели возможности применения, что привело к изменениям в серверной части, запустили полнофункциональный личный кабинет клиента для управления своими проектами в AR. Понятно, что не останавливаемся на достигнутом. Постепенно добавляем новые технологические возможности платформы и опции для решения бизнес-задач клиента.
Какие трудности пришлось преодолеть в процессе разработки?
Выбирая библиотеку дополненной реальности, мы остановились на Vuforia. Но не обошлось и без собственных разработок: нами реализованы алгоритмы для обработки изображения методом функциональных точек, есть ряд технологических ноу-хау. При разработке мобильного приложения мы исходили из идеи кроссплатформенного решения. Для этого все, что не имеет отношения к интерфейсу приложения, было перенесено на фреймворк Xamarin (Mono .NET Framework). Нам потребовалось проделать работу по адаптации Vuforia и 3D движков в эту среду, переписать весь код первой версии проекта, но зато теперь мы можем наслаждаться универсальностью решения на языке C#.
Этот проект основан на технологии, использующей маркеры. А какие задачи можно решать с помощью безмаркерной технологии AR? Какие сценарии взаимодействия уже сейчас обладают огромным потенциалом?
Наиболее яркие кейсы AR, к примеру, в автопроме, как правило, связаны с тремя ситуациями:
- промо-мероприятия и рекламные компании (да, здесь в большинстве случаев используются маркеры);
- сервисное обслуживание автомобилей и пользовательские справочники (здесь, как правило, в качестве маркера выступает сам автомобиль или его агрегаты, интерьер);
- внедрение AR в оборудование автомобиля в помощь водителю. Каждый год мы видим увеличение соответствующих кейсов и анонсов будущих внедрений. Думаю, тенденция сохранится.
Уже были концепты, где информация с приборной панели выводится прямо на стекло. Пока всё на уровне концептов или всё уже реализуемо, а готовые решения — вопрос времени? Какие уже известные AR-проекты для автопрома Вы знаете? Чем они интересны?
Думаю, если такие бренды как Land Rover, BMW, Mercedes официально демонстрируют концепты и заявляют об использовании технологии в ближайших моделях, то внедрение AR в повседневную жизнь водителя наступит в обозримом будущем.
Да, концептов сейчас больше, но уже есть и практический опыт использования. Например, интересно отечественное решение HUDWAY с проекцией трассы на лобовое стекло с помощью мобильного устройства.
Подчеркну, наша специализация — это дополненная реальность на мобильных устройствах, в первую очередь, в рамках событийного маркетинга и рекламных кампаний.
Производители авто чуть ли не самые первые обратили внимание на возможности доп. реальности, когда она появилась. Как сейчас эти компании используют AR?
Наиболее громкие и интересные кейсы использования AR в автобизнесе с 2010 года связаны в первую очередь с рекламными кампаниями. Не могу сказать, что данная тенденция усиливается, но и не сдает позиций. Каждый год мы видим новые кейсы по различным форматам презентаций в AR, новые примеры вовлечения потребителя во взаимодействие с брендом. Все больше концернов используют AR как эффективный инструмент визуализации мануалов для автовладельцев.
На AR Conference Вы будете выступать с докладом: «Дополненная реальность в автомобильном бизнесе: ключевые возможности, мировые практики, новые кейсы». Что ещё интересного можете рассказать, если проводить параллель с грядущим докладом?
Наиболее интересным моментом, думаю, будет презентация нашего кейса для Land Rover. Для привлечения внимания автолюбителей к новой обновленной модели Range Rover Evouqe мы вместе с компанией «Авто АЛЕА» создали AR-приложение, позволяющее пользователю, не приезжая в салон, познакомиться с автомобилем и протестировать его. Приложение позволяет наглядно показать экстерьер и интерьер автомобиля, изучить основные характеристики модели, управлять движением машины в дополненной реальности.
К Вам, как к официальному партнёру QUALCOMM, просьба провести сравнительный анализ Vuforia и Metaio. В чём ключевые различия этих платформ? Плюсы и минусы?
Давайте очень коротко.
Первое. Vuforia является бесплатной библиотекой и может использоваться в любых коммерческих проектах, в то время как у Metaio платное лицензирование.
Второе. Vuforia является библиотекой дополненной реальности, в задачу которой входит лишь распознать маркер, в то время как Metaio — целый комплекс со своим 3D-редактором и прочими вспомогательными утилитами.
Дополнительно стоит отметить, что Vuforia выпустила плагин, который позволяет разрабатывать приложения дополненной реальности используя кроссплатформенную среду разработки Unity. При этом цена за использование Unity меньше, чем за Metaio, а в совокупности мы получаем отличный кроссплатформенный комплекс. Ведь, как-никак, Unity — это специализированный движок для разработки 3D и 2D игр на многие платформы.
Как выдержать конкуренцию на быстрорастущем рынке дополненной реальности?
Работать. С умом, высоким качеством и горящими глазами.
Позицию компании на рынке определяют её маркетинговая активность, качество продукта и специализация.
Маркетинг и продажи дополненной реальности — задача не простая. Нужно не только показать, что твой продукт лучший, но и убедить в целесообразности его применения. Для этого нужны хорошие кейсы, опыт и желание экспериментировать. Например, мы начинали работу с некоторыми клиентами в форме пилотного проекта, а после получения осязаемого результата переходили на коммерческие рельсы.
Качество продукта можно разделить на две составляющих. Во-первых, это уровень применяемых технологий и наличие своих ноу-хау. Сейчас на рынке появляется много компаний, которые декларируют умение работать с дополненной реальностью. Однако не все имеют достаточный опыт, чтобы решить задачу красиво и без заминок. Здесь много нюансов: нужны опытные 3D-модельеры, опыт работы с разными движками, чтобы картинка была максимально реалистична, была хорошая физика и атмосфера. Здесь без собственных наработок и экспериментов не обойтись. Мы опыт получали, разрабатывая свой продукт — ARTOUCHER.
Во-вторых, под качеством продукта стоит понимать умение решить конкретную маркетинговую задачу. Может показаться, что вау-эффекта достаточно, чтобы сорвать приз. Однако это не так, технологии — лишь небольшая часть задачи. Аудиторию нужно правильно подобрать, подготовить, простимулировать и правильно оценить полученный результат. Нам в этих вопросах помогает опыт специализации на интернет-маркетинге в рамках Ареал.
Ну и, конечно же, нельзя быть лучшим во всем. Специализация позволяет опередить конкурентов в своем сегменте. Например, мы специализируемся исключительно на аудитории мобильных устройств. Мы умеем делать и продвигать бизнес-приложения, где дополненная реальность может стать хорошим дополнением к основной задаче. Мы понимаем, как можно работать с полученной аудиторией, когда пройдет вау-эффект, и знаем, как совместить оффлайн активность с онлайном.
Максим, благодарим за уделенное время, желаем удачного выступления на AR Conference!