Конференция «Эксплуатация и модернизация портов и терминалов». Основные темы
24 октября прошла II конференция «Эксплуатация и модернизация портов и терминалов России 2024» — деловое мероприятие, которое затрагивает наиболее важные вопросы портовой деятельности.
Павел Мелдажис, аккаунт-директор проектов ТЭО, побывал на конференции и делится основными положениями.
Первая сессия была посвящена портовым мощностям Российской Федерации, драйверам роста перевалки и развитию портовой инфраструктуры. Деловую программу открыла Елена Шелеметьева, директор по маркетингу ИА SeaNews, с докладом об изменении грузопотоков и объемов перевалки в портах. Елена отметила, что контейнерооборот портов РФ практически вернулся на уровень 2021 года и в Санкт-Петербург возвращается грузопоток. Например, трафик удобрений по РФ за первое полугодие 2024 года увеличился на 29% до 21,5 млн. тонн. Генеральный директор ООО «Новоморснаб» Алексей Гармаш спрогнозировал рост контейнерооборота новороссийских терминалов по итогам года на 5-8%.
Несмотря на общий рост грузопотока, в некоторых отраслях наблюдается существенное проседание. Александр Головизнин, директор по направлению аналитика и логистика «Морстройтехнологии», рассказал, что в первом полугодии 2024 года грузооборот угля в портах РФ сократился на 9% и составил 85,9 млн. т.
Положительная тенденция — развитие инфраструктуры. Много портов и терминалов находятся на стадии строительства или обновления. Запущен Суходол, строительство порта Эльга планируют завершить в 2025 году, Ванино на этапе железнодорожной инфраструктуры, расширяются Ультрамар, Терминал МРП, ОТЭКО, ВСК и другие.
Развиваются и паромные комплексы. По словам Дениса Мечева, директора по работе паромного комплекса СК НОВОТРАНС, в 2023 грузооборот паромной линии Усть-Луга-Балтийск вырос на 252% по сравнению с 2020 годом.
Помимо вопросов грузопотока, ремонта портов и терминалов, импортозамещения материалов, участники конференции осветили сопутствующие темы. Например, Никита Космачевский, из юридической фирмы «Ремеди», погрузил аудиторию в проблему загрязнения морских акваторий. Докладчик разобрал правовые аспекты и федеральные законы, регулирующие морские порты и меры по ликвидации разливов нефти. Особое внимание было уделено сложности расследований таких инцидентов и взаимодействию различных надзорных органов. Никита подчеркнул, что, в случае разливов с неустановленным источником, не всегда возможно оперативное устранение последствий из-за отсутствия обязательств у капитана порта и прочих ответственных служб.
Выступления конференции охватили ключевые темы современного развития портов и терминалов. В центре внимания были вопросы улучшения инфраструктуры, правовые и экологические аспекты эксплуатации, а также развитие отечественного производства для поддержания функциональности и безопасности морских портов. Мероприятие стало платформой для живого обмена знаниями и мнениями, продемонстрировало важность сотрудничества внутри отрасли для преодоления сложностей и устойчивого роста.