png png
к ленте

Единый слет экспедиторов 2024. Проблемы экспорта, порожних контейнеров и кадровый вопрос

Сентябрь'24

10-11 сентября прошел ежегодный форум Единый слет экспедиторов. Это мероприятие, объединяющее руководителей операторских и транспортно-экспедиционных компаний России, стран Ближнего и Дальнего зарубежья, чья деятельность связана с контейнерными перевозками.

Павел Мелдажис, аккаунт-директор проектов ТЭО, и Анна Всеволодова, аккаунт-менеджер, побывали на форуме и рассказывают о тенденциях, проблемах и идеях на рынке контейнерных перевозок.

1/

Тенденции

Три ведущих явления — дисбаланс экспорта к импорту, задержка сроков и ценность экспедиторов.

Первый пункт — рост импорта и спад экспорта — провоцирует огромные доплаты на перевозку. По словам Станислава Станкевича, исполнительного директора ТрансСинергия, — дисбаланс экспорта к импорту один к трем. Дмитрий Кутателадзе, директор по маркетингу FESCO, говорил об увеличении импорта в два раза по отношению к экспорту.

Второй пункт, задержка сроков, обусловлен дефицитом пропускной способности. К сожалению, перевозчики повлиять на это не могут. Вопрос сроков — юрисдикция РЖД. Виктор Марков, генеральный директор Трансконтейнер, отметил, что компания сократила сообщение с 26 до 19 поездов в сутки.

Третий пункт, ценность экспедиторов, объясняется переменчивыми условиями рынка. Операторы приветствуют экспедиторское партнерство в угоду конечным грузоотправителям. В сложные времена роль экспедиторов возрастает, тогда как в спокойные операторы готовы взять на себя дополнительные задачи.

Из хороших тенденций — рынок транспортной логистики растет в среднем на 10-12% каждый год.

Проблемы

Глобальная проблема — вывезти контейнеры на восток. Из-за невозможности перевезти порожние контейнеры и трудностей найти груз, контейнеры скапливаются в Москве и Новосибирске.

Были озвучены разные варианты решения:

  • Отправлять пустые контейнеры на фитинговых платформах в длинных поездках. Но пока РЖД выделяет недостаточно квот на перевозку.
  • Призвать экспедиторов искать обратный груз.
  • Задуматься о контейнеризации несвойственных для контейнеров грузов (зерно, лес и другое). Это поможет увеличить движение контейнеров на экспорт.

Помимо внешних проблем с контейнерами, спикеры отмечали сильный кадровый голод. По итогам опроса участников ТрансРоссия, который проводил телеграм-канал «Транспорт и логистика», 54% участников назвали главным вызовом развития логистической отрасли дефицит кадров. Рынку требуется популяризация логистики среди студентов и даже школьников. Антон Пашков, директор по персоналу FESCO, подчеркнул, что сейчас бренд работодателя — ключевая задача компании. И в целом отрасль должна заботиться и вырабатывать свой HR статус.

Екатерина Пласковицкая, HR директор SIGIR Group, предлагала учить преподавателей и привлекать персонал из действующих компаний, которые решают современные проблемы.

Идеи

В которых раз обсуждалась идея запустить гарантированные нитки графика, то есть реализовать принцип «бери или плати». Это схема, при которой оператор дает гарантию отправителю перевезти определенный объем груза, но с условием, что отправитель оплатит перевозку даже в случае непоставки груза (поставки части груза, в зависимости от конкретных договоренностей).

Часть аудитории была против такой идеи, потому что она убивает конкуренцию. Принцип «бери или плати» в работе с грузоперевозками сильно деформирует взаимоотношения между оператором и РЖД. Чтобы оператор мог дать гарантии грузовладельцу, он сначала должен получить заверения от РЖД, что она сможет перевезти этот объем. На распределение будет влиять наличие мощностей (инфраструктура, подвижной состав), а значит сильные станут сильнее, а слабые вымрут. Потому что грузоотправители будут выбирать операторов с гарантией на перевозку.

В итоге участники были согласны в одном — принцип «бери или плати» внедрять нужно, но только на 10-15% объема для обеспечения критического производства.

Также спикеры предлагали:

  • Развивать речной транспорт и авиацию.
  • Расширить дорожную инфраструктуру от Новороссийска до Москвы.
  • Использовать припортовые терминалы, чтобы снизить нагрузку на порты.

Единый слет экспедиторов 2024 года в очередной раз подтвердил значимость обсуждения текущих вызовов в сфере контейнерных перевозок и необходимость совместной работы участников рынка. Ожидается, что реализация предложенных мер и развитие логистической отрасли в России будут способствовать стабилизации рынка в ближайшие годы. Участники ЕСЭ ожидают в 2025 году прирост в районе 5-10%.