Исследование сложности цифровизации HR-процессов
Привет! Меня зовут Марина Борисова,
В этой статье хочу поделиться итогами исследования, наблюдениями и выводами, которые помогут компаниям

Респонденты
Мы общались с нашими клиентами, партнерами и сторонними организациями. В небольших компаниях на вопросы отвечали директора, собственники, руководители направления — 58%, в более крупных —
Больше всего среди респондентов оказалось представителей ИТ, промышленности и

Самые многочисленные группы: компании до 100 человек — 45% и от 100 до 500 человек — 34%.

Уровень цифровизации HR-процессов
По уровню цифровизации выделяются процессы, связанные с отслеживанием рабочего времени и обменом информацией между сотрудниками. Возможно, популярность трекеров времени связана с формальной необходимостью вести график работы для начисления заработной платы. Это трудно сделать без вспомогательных сервисов. А вопрос общения закрывают много мессенджеров, в том числе бесплатных.
Среди процессов, оцифрованных частично, лидируют КЭДО, оценка производительности, адаптация и рекрутинг. Предположу, что распространенность связана с существованием понятных инструментов и операционной эффективностью — даже частичная автоматизация приносит ощутимую пользу. Частичность обусловлена несовпадением процессов и готовых

Зависимость цифровизации от отрасли
Если посмотреть на уровень цифровизации в разрезе отраслей, то на первом месте — ИТ. Сказывается специфика отрасли. Высокие показатели также в отрасли Транспорт и логистика. Эта сфера требует точного учета, возможно, перевод в онлайн рабочих процессов дает понять, что цифровизация способствует оптимизации. Следовательно,
В таких отраслях, как услуги для населения, государственные организации, строительство, уровень цифровизации совсем невысокий. Здесь могут быть причиной сложности в финансировании.

Зависимость цифровизации от размера компании
Уровень цифровизации связан с размером компании. Чем больше численность сотрудников, тем уровень цифровизации выше. Очевидно, что управление персоналом большой организации затруднительно без специальных сервисов. И наоборот — в компаниях до 100 человек
Частичная оцифровка больше выражена у компаний с численностью 500–1000.

Уровень удовлетворенности HR-процессами
Больше половины респондентов частично довольны, а недовольных почти в два раза больше, чем довольных. Можно предположить, что цифровизация — это одна из задач, которую многим еще предстоит решить.

Хотя количество компаний удовлетворенных ИТ уровнем небольшое это имеет положительный эффект. Они осознают необходимость совершенствоваться и улучшать свои процессы.
Зависимость удовлетворенности от отрасли
Больше всего довольны представители
В производстве и сфере услуг HR часто воспринимается как административная функция, а не инструмент развития. Отсюда низкий уровень

Зависимость удовлетворенности от размера компании
Больше всего довольны уровнем цифровизации компании численностью более 5 000 человек. В силу большого количества сотрудников они вынуждены оцифровывать
Чем меньше компания, тем больше руководители и

Сложности цифровизации
Топ проблем, с которыми столкнулись компании при цифровизации: высокая стоимость, отсутствие интеграции с другими системами, дефицит сотрудников и отсутствие единой точки входа.

С наибольшим количеством сложностей сталкиваются компании численностью от 100 до 500 человек. Эти организации впервые столкнулись с острой необходимостью

Зависимость сложностей цифровизации от отрасли
Промышленность больше всего сталкивается со сложностями, связанными с человеческими ресурсами: сопротивление сотрудников, недостаточное обучение. В консервативной отрасли персоналу сложно менять привычки.
В ИТ, помимо общих для всех сложностей, обращают внимание на удобство интерфейсов. Специфика отрасли.
Транспорт и логистика жалуются на неправильную настройку процессов. Особенности и разнообразие

Зависимость сложностей цифровизации от размера компании
Компании до 500 человек называют высокую стоимость, как одно из основных препятствий. Большинство серьезных разработок рассчитаны на крупные компании. Для небольших лицензия в расчёте на пользователя затратна.
У компаний численностью более 5 000 человек наиболее частые сложности — технические ошибки, задержка работы системы, медленная техподдержка, отсутствие интеграции с другими системами, дефицит разработчиков и внедренцев. То есть трудности в использовании самих систем. В крупных организациях уже существует разветвленная

Помимо опроса мы провели несколько интервью с
- цифры, которые покажут экономию ресурсов за счет автоматизированных сервисов;
- сравнение с конкурентами, которые уже активно внедряют цифровые
HR-сервисы .
Отмечу, что
Классификация сложностей
Сложности можно разделить на организационные и технологические.
Организационные связаны с отсутствием исполнителей, сопротивлением переменам, не выстроенным процессам внедрения, недостаточным обучением, слишком большой задачей на первом этапе, высокой стоимостью решений. Эти трудности решаются не только руководителями,
чтобы посмотреть таблицу
| Сложности | Решения |
| Отсутствие ответственного, исполнителей | Найти подрядчика, который выделит команду и сильного |
| Сопротивление руководства, сотрудников | Показать выгоду, кейсы, привлечь исполнителя |
| Недостаточное обучение | Обучение непосредственно в системе, понятная документация, хотя бы один заинтересованный сотрудник, флагман внедрения |
| Не выстроенные процессы внедрения | Разработчик с открытой коммуникацией и прозрачными алгоритмами работы, который стремится вникнуть в ваш бизнес |
| Слишком большая задача на первом этапе | Начать внедрение с минимально рабочей версии и постепенно наращивать функции |
| Высокая стоимость решений | Использовать платформенные решения, начинать с MVP |
Технологические сложности — это отсутствие интеграции, единого окна, неудобный интерфейс, отсутствие индивидуальных настроек, мобильной версии. Сложности, связанные с использованием системы. Для каждой есть свой алгоритм решения, который поможет улучшить ситуацию.
чтобы посмотреть таблицу
| Сложности | Решения |
| Технические ошибки или задержка работы системы | Подрядчик с выстроенными процессами разработки, сильный менеджмент |
| Отсутствие интеграции с другими системами | При поиске подрядчика обращать внимание на опыт интеграций |
| Неудобный интерфейс | Опираться на лучшие практики, бенчмаркинг систем, опыт разработчика |
| Отсутствие индивидуальных настроек | Использовать кастомизируемые платформенные решения |
| Нет мобильной версии | Если для бизнес-процесса важен мобильный доступ, то обращать внимание на наличие мобильных интерфейсов в платформенных решениях |
Как избежать провалов в процессе цифровизации?
При запуске
- Оценить готовность компании к цифровизации:
- Понять, насколько привычно организованные процессы тормозят работу. Если все устраивает, то надо ли трогать?
- Осмыслить свои возможности: время, бюджет, ресурсы.
- Определиться с сотрудниками, которые будут курировать внедрение. В идеале это лидеры мнений и специалисты, которые будут системно вовлечены в работу.
- Понять, какие конкретно процессы требуется оцифровать.
- Расставить приоритеты. Возможно, для начала взять только самое актуальное.
- Найти исполнителей. Выбор между готовым решением по шаблону или кастомной разработкой, cвоими силами или сторонним агентством.
- Готовить сотрудников к изменениям. Фокусировать внимание на преимуществах цифровизации, объяснять, что стоит один раз научиться, а потом будет проще.
Мы в Ареал всегда стараемся помочь своим клиентам более глубоко взглянуть на свои процессы и проанализировать их. Благодаря экспертизе мы находим лучшие решения для автоматизации. При этом у нас есть своя платформа Wapps. На готовых компонентах можно быстро развернуть и настроить практически любой