Мультимодальный транспорт. V евразийский международный форум
Пятого сентября в Москве прошел V форум Мультимодальный транспорт. В центре обсуждения было развитие грузовых перевозок, проектирование инфраструктуры, новые логистические решения и тренды, совместимость технологических систем.
Анна Всеволодова побывала на конференции и делится основными выводами.
Встречи чиновников и бизнеса в рамках одной площадки для дальнейшего развития международных грузовых перевозок становятся как никогда эффективными. Ренат Гайнетдинов, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, определил ведущую задачу сотрудничества — увеличить международные и внутренние мультимодальные перевозки. Содействие проектам в направлениях Север-Юг, Восточный полигон, Северный морской путь подтверждают тезис. 33 ТЛЦ уже получили инвестиции, 62 — на очереди.
Для оптимизации перевозок и принятия решений о спонсорстве объектов опорной сети или другой транспортной инфраструктуры Минтранс создает госсистему — ГИС ТЭБ, сообщил Артур Романенко директор Научного центра по комплексным транспортным проблемам министерства. Её основа — модель транспортно-экономического баланса, Система будет собирать полную матрицу корреспонденций грузов, что в дальнейшем позволит выстроить более эффективные маршруты доставки. Также на основе данных смогут базироваться обоснования для финансирования проектов.
В целом исполнение национальных проектов было под пристальным вниманием. Одна из масштабных разработок — Национальная транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП). Это единое окно оформления перевозок грузов, обмена перевозочными и разрешительными документами. Система призвана определить и установить единые стандарты цифрового взаимодействия для всех участников. НЦТЛП тестируется с 1 августа и должна помочь в сборе данных для ГИС ТЭБ.
Виталий Полторацкий, генеральный директор компании-разработчика концепции системы, определил следующие причины для появления НЦТЛП:
- Низкая скорость перевозок. Недостаточная координация видов транспорта.
- Низкий уровень цифровизации.
- Административные барьеры.
- Несбалансированность структуры перевозок по видам транспорта.
- Отсутствие доступа грузовладельцев к инфраструктуре.
Опрос, который был проведен среди грузовладельцев, экспортеров, импортеров и транспортных компаний, подтверждает основные проблемы:
- Несоблюдение сроков доставки.
- Высокая стоимость доставки.
- Отсутствие систем отслеживания и электронного обмена документами.
- Отсутствие унифицированных сервисов.
В перспективе платформа может быть интегрирована в международный транспортно-логистический процесс пространства ЕАЭС, КНР, стран БРИКС.
Тему цифровизации продолжил Центр фирменного транспортного обслуживания РЖД и его проект МУЛЬТИЛОГ. Это единая площадка для клиентов и поставщиков услуг, позволяющая оформить перевозку груза. Ее преимущества — доверие РЖД, безопасные сделки, принцип одного окна, доставки «от двери до двери», электронная транспортная накладная.
Помимо обмена документами важный вопрос цифровизации — интернет вещей. IoT устройства собирают и передают в режиме реального времени данные о дорожных условиях, предупреждения о превышении скорости, диагностику транспортного средства, поведение вождения, расход топлива и проч. Сергей Кукарев, руководитель проекта по авиации АО «ГЛОНАСС», говорил о готовности оснастить подвижной транспорт современным оборудованием в 650 000 IoT устройств.
Форум «Мультимодальный транспорт», прошедший в Москве, подтвердил важность развития мультимодальных перевозок в России. Причем не только улучшения инфраструктуры, но и тесной интеграции новых технологий и цифровых решений. Сейчас в разработке находятся системы, которые помогут повысить эффективность перевозок и снизить административные барьеры. Это открывает новые перспективы для международного сотрудничества и улучшения логистической среды.