Автоматизация
SEO-процессов

Мы расспросили нашего руководителя департамента интернет-маркетинга — Валентину Кузнецову — про автоматизацию SEO-процессов. Это необходимость или транжирство? Когда подобные системы нужны и что делать, если нет подходящей?
Зачем автоматизировать SEO-процессы?
Поисковое продвижение с каждым годом становится все более времяемким процессом. Большое количество монотонных работ, выполняемых вручную, просто «съедает» время специалистов. Его они могут потратить на проведение экспериментов, всевозможные аудиты и прочие сложные работы, требующие неординарного подхода.
Не секрет, что значительная часть задач в SEO частично или полностью поддаются автоматизации. Что важно — так снижается себестоимость и сроки выполнения многих работ. Заказчик получает то же качественное продвижение, аналогичную прибыль, но по меньшей цене.
Какие задачи можно автоматизировать?
На старте:
- сбор, чистка и кластеризация запросов;
- прогнозирование результатов по собранным запросам.
Во время ведения проекта:
- сбор позиций;
- анализ индексации;
- проверка доступности сайта;
- отслеживание изменений на целевых страницах;
- анализ сайта на наличие ошибок (технический аудит);
- закупка ссылок, составление отчетов и многие другие задачи.
Остаются работы, которые автоматизировать невозможно — определение целей проекта и построение стратегии продвижения, проведение исследований и аудитов, написание текстов, эксперименты и прочие работы по развитию проекта. Достаточный объем задач, согласитесь? Но остальное можно и нужно автоматизировать, чтобы избавить специалистов от рутины.
Именно поэтому, большинство крупных агентств последние несколько лет делают серьезный упор на автоматизацию, создают собственные внутренние системы, которые упрощают и ускоряют работы по продвижению проектов.
Как все устроено в нашем агентстве, в чем преимущества подхода?
Мы задумались об автоматизации SEO-процессов в 2010 году. Было два варианта: использовать чужие сервисы и наработки, либо писать свои. Тогда подобных систем было совсем немного. О них не рассказывали публично, да и заточить чужое под регламенты и особенности наших работ было практически невозможно. Кроме того, в Ареал достаточное количество опытных программистов, они могут разработать подобную, но уникальную систему с нуля.
Мы стартовали разработку нашей внутренней системы, которая получила название ASeo. Сейчас мы не представляем работы по продвижению без этой системы. С её помощью мы готовим оценки и коммерческие предложения для клиентов, собираем позиции, анализируем трафик, следим за работоспособностью сайтов и т.д. Наличие собственной системы позволяет регулярно внедрять новые инструменты, когда в этом возникает потребность, поддерживать их в актуальном состоянии, не тратить большие деньги на использование других сервисов.
Однако, имея собственную систему, мы продолжаем работать со сторонними помощниками — Screaming Frog SEO Spider, Key Collector, и другие. В некоторых случаях это оказывается более разумно, чем начинать собственную разработку с нуля.

Какие системы автоматизации бывают?
На рынке 2017 года нет единой системы, которая охватывала бы все потребности и автоматизировала все необходимые работы по продвижению сайтов. Но есть большое количество «подсистем», программ, которые выполняют те или иные задачи:
- Сбор позиций, отчетность — top-inspector.ru, SEO-reports.ru.
- Сбор и кластеризация семантического ядра — Key Collector, Rush Analytics, JustMagic.
- Технические аудиты сайта — saitreport.ru, MegaIndex.ru, Screaming Frog SEO Spider.
- Текстовые анализаторы — tools.pixelplus.ru, JustMagic.
- Анализ ссылочной массы — MegaIndex.ru, Linkpad.ru, Ahrefs.
- И другие...
У систем есть минусы?
Основной минус, как сказано выше — нет единой системы, которая бы включала в себя все необходимые инструменты и автоматизировала все возможные процессы. Скорее всего, реализовать подобную систему и выпустить в паблик невозможно — у каждого агентства свой подход к продвижению и различные потребности в функционале.
Но кроме этого есть и другие минусы:
- Деньги — большинство перечисленных сервисов платные и при большом количестве проектов/запросов, использование всего необходимого и сразу становится нерентабельным.
- Актуальность — многие системы работают с поисковыми выдачами, а поисковые системы достаточно часто их меняют. Это влияет на работоспособность систем (например, сбор позиций). Значит, у сервиса должна быть круглосуточная техподдержка, которая может очень оперативно внести изменения в код, чтобы он смог работать с новой версией верстки.
Что скажешь в заключение?
На рынке достаточно автоматизированных систем, но пока мало открытых, которые включали бы максимальное количество необходимых инструментов.
Использование внешних сервисов — это хороший выход для вебмастеров, которые работают над собственными сайтами. Интернет-маркетологов, маленьких веб-студий, которые не могут позволить себе разработку инструментов. В нашем случае, при большом количестве клиентских проектов, развитие собственной платформы остается единственно верным решением.
Во многих SEO-процессах внедрить оптимизацию можно и нужно. Это не признак лени, а требование экономии времени и сил. Но нужно понимать, что о полной автоматизации в процессе продвижения речи идти не может. Всегда останется потребность в экспертном подходе и ручном труде.