png png
к ленте

Большой порт Санкт-Петербург. Что обсуждали и каким видится будущее

Июнь'25

29–30 мая в Санкт-Петербурге прошла XVII международная конференция «Большой порт Санкт-Петербург: проблемы и перспективы в современных условиях». От Ареал на ежегодном мероприятии побывали Павел Мелдажис, аккаунт-менеджер проектов ТЭО, и Глеб Луговкин, менеджер по продажам. В заметке коллеги рассказывают, какие основные темы освятили спикеры.

1/

В конференции приняли участие более 160 представителей транспортно-логистической отрасли. На повестке были два ведущих направления:

  • транспортный комплекс России;
  • линейное судоходство.

Транспортный комплекс России

В рамках секции участники обсуждали тенденции и направления развития, изменения в грузовой базе, состояние флота и инфраструктуры водных путей.

Алексей Башков, первый заместитель генерального директора «Морцентр-ТЭК», представил статистику за 2024 год по грузовой базе и направлениям перевозок:

  • Грузооборот морских портов снизился на 2,3% по сравнению с прошлым годом. Экспорт упал на 1,9%.
  • В разрезе номенклатуры сильнее всего упала перевалка тарно-штучных и накатных грузов — минус 23,1% и 22,5% соответственно. А больше всего выросла перевалка руды — плюс 26,3%.
  • Грузооборот по бассейнам показал разную динамику: просел в Арктическом на 5,2% и Азово-Черноморском — на 5,4%, а Каспийский показал рост на 4,5%.

Что касается первых четырех месяцев 2025 года, то по сравнению с аналогичным периодом прошлого, в морских портах перевалка угля выросла на 2,2%, черных металлов — на 19,3%, руды — на 39,9%, химических и минеральных удобрений — на 12,1%. По прогнозам «Морцентр-ТЭК» к концу 2025 года портовые мощности вырастут на 18 млн. тонн, за счет реализации комплекса перегрузки угля «Лавна» (Мурманск). А к 2027 году, по словам Ильнура Шайситдинова, и. о. начальника управления внутреннего водного транспорта Росморречфлота, планируется увеличить объем перевалки по внутренними водными путями на 20% за счет создания мультимодальных логистических центров.

Вслед за вопросом о портовых мощностях и приросте грузооборота, возникает вопрос о состоянии флота и потребности в новых судах.

Сергей Буянов, генеральный директор ЦНИИ морского флота, в своем докладе рассказал, что за 2015–2024 годы спустились на воду 233 единиц морских транспортных судов общим дедвейтом 4,3 млн. т. В 2024 году сдано 24 судна, из них 8 строились на зарубежных верфях: Корея, Китай. На начало 2025 года морской транспортный флот, контролируемый российскими компаниями и находящийся под флагом России вырос до 13,2 млн. т. дедвейта, по сравнению с 10,5 млн. т. в 2024 году. До 2030 года планируется сдать более 140 судов транспортного флота.

Линейное судоходство

Спикеры рассуждали о перспективах морских контейнерных перевозок, новых маршрутах и развитии стратегического партнерства.

Александр Волков, капитан морского порта «Большой порт СПб», рассказал о состоянии линейного судоходства в Балтийском море.

  • Количество судозаходов линейных судов за период 2015–2024 год упало с 3392 единиц до 1615 единиц.
  • Грузооборот на линейных судах сократился с 30134,5 тыс. тонн до 16574,1 тыс. тонн.
  • Количество зарегистрированных линий загранплавания сократилось с 26 до 14.
  • Количество зарегистрированных каботажных линий возросло с 2 до 12.

Среди факторов, которые последнее время влияют на рынок контейнерных перевозок, Андрей Нараевский, директор по развитию Silmar, выделил глобальные и местные.

Глобальные:

  • геополитика — санкции, ограничение судоходства;
  • конкуренция — возвращение крупных океанских перевозчиков;
  • себестоимость — ставки чартера, стоимость топлива.

Местные:

  • макроэкономика — ключевая ставка центробанка РФ, уровень потребления, валютный курс;
  • конкуренция — сухопутные погранпереходы, ограничения сети РЖД;
  • себестоимость — трудозатраты, отраслевое ПО, опытные кадры.

Анна Алхазова, руководитель департамента продаж и развития бизнеса FESCO, отметила дефицит инфраструктуры, как один из аспектов, который повлиял на грузопоток линейного судоходства в 2024 году. По ее словам одни из трендов 2025 года:

  • упор на прямые линии между Азией и западными портами России, так как они имеют наилучшую балансировку;
  • открытие новых стран для контейнерных перевозок через трансшипмент.

Перспективными направлениями регулярных контейнерных перевозок из Санкт-Петербурга, по мнению Алексея Гагаринова, генерального директор C-Shipping, могут стать:

  • Иран;
  • ОАЭ;
  • Саудовская Аравия;
  • Венесуэла;
  • Куба;
  • Гвинея.

Алексей видит несколько условий для расширения географии:

  • увеличить взаимный товарооборот товарами высокой степени переработки и продовольствием;
  • обеспечить расчет в национальных валютах, либо в валютах дружественных стран;
  • привлечь национальных морских перевозчиков к поставке флота и развитию прямого морского сообщения;
  • строить собственный контейнерный флот.

Резюмируя, можно сказать, что конференция «Большой порт Санкт-Петербург: проблемы и перспективы в современных условиях» в очередной раз подтвердила статус важной дискуссионной площадки для морского бизнеса. Участие в подобных мероприятиях позволяет отслеживать ключевые тенденции. Выступления экспертов охватили актуальные темы развития морских портов — от динамики грузооборота и развития инфраструктуры до состояния флота и перспектив контейнерных перевозок. Несмотря на отдельные вызовы, отрасль адаптируется и стремится к устойчивому развитию.