Московский Международный Логистический Форум. Развитие логистики высокодоходных грузов
29 февраля прошла конференция в рамках 27-го Московского международного логистического форума. Ее участниками были профессионалы из сферы логистики и управления цепями поставок.
Анна Всеволодова, аккаунт-менеджер Ареал, побывала на конференции и делится интересными наблюдениями.
Спикеры конференции сошлись во мнении, что перед отраслью сейчас стоит пять главных вызовов:
- Дефицит кадров.
- Дефицит складских мощностей.
- Изменение графика поставок.
- Переориентация грузопотоков.
- Развитие информационных систем.
Дефицит кадров
По данным исследования Координационного совета по логистике «Операционный персонал в логистике в 2024 — 2025 гг. Как противостоять дефициту» 4,8 млн. человек — дефицит операционного персонала. КСЛ проводил опрос среди компаний ритейлеров, маркетплейсов, производителей, дистрибьюторов, логистических операторов.
Больше половины респондентов (50,85%) заявили, что на горизонте 1-3 года ожидают проблемы с персоналом, которые могут привести к перебоям в операционной деятельности.
Какие выходы из кризиса озвучили на конференции?
Первое — увеличение заработной платы. В 2024 г. набирает популярность введение гибкой оплаты труда (выплаты раз в день/неделю). Компании оценивают это решение как одно из самых значимых в привлечении и удержании персонала — упомянули 24,29% респондентов.
Но исследование КСЛ показало, что увеличение ЗП на 15-20% не приносит компании ничего в решение проблемы. Нулевой дефицит персонала наблюдается у компаний, увеличивших оклад на 100%. Увеличение ЗП на 100% в обрабатывающей промышленности дает 12,5 — 15% увеличение себестоимости продукции. 99% компаний при таком росте себестоимости оценивают себя неконкурентоспособными.
Ирина Шаповалова, директор по развитию дистрибуции AB InBev Efes, предлагает:
- Поддерживать качество пространства, коллектива и рабочего места. Идти в сторону человекоцентрической организации.
- Закрывать психологические и социальные потребности сотрудников.
Также Ирина отметила, что для дистрибьюторов вызовы рынка дают возможности. Они могут стать в первую очередь партнерами для производителей — быть транспортной компанией или предоставлять внешний складской комплекс. Коллеги из X5 Retail Group добавляют, что инициативы партнерств с поставщиками, сквозное планирование могут решить вопрос дефицита персонала.
Елена Лондарь HR-эксперт HH.ru поддерживает человекоцентрический подход и сначала предлагает поработать над HR-брендом:
- Создать внутри компании условия/среду для вдохновения людей на продуктивную работу. При этом важно, чтобы данная среда была бережной к людям.
- Оценить текущий уровень зрелости человекоцентричности можно через понимание, как думает первое лицо компании про сотрудников: «люди», «ресурс», «капитал».
В рамках подхода к удержанию сотрудников Елена обращает внимание на:
- Отношение к людям как к капиталу (а не к ресурсу) и постоянный их upskilling/reskilling.
- Фокус на программе адаптации новых сотрудников.
- Обучение линейных менеджеров эффективным практикам подбора персонала.
- Обучение линейных менеджеров практикам регулярного менеджмента для формирования связей со своей командой (формирование смыслов в работе и stay-интервью как противоположность exit-интервью).
- Фокус на работе с выгоранием HR-команд.
- Формирование культуры горизонтального роста.
- Возможность для сотрудников делиться экспертизой, преподавать.
- Фокус на кадровый резерв и внутренние перемещения.
- Работу по возвращению ранее ушедших из компании сотрудников.
Сергей Гаряев, директор по ВЭД и транспортной сети поставок Ламода, отмечает рост оттока персонала до 20%. К уже перечисленным решениям, он добавляет:
- Развитие студенческих программ.
- Автоматизация процессов.
О важности работы с автоматизацией говорит Елена Образцова, директор по автоматизации Wildberries. По её мнению, ключевой вызов ближайших трех лет — кардинально снизить зависимость рабочего процесса от людей:
- Внедрение средств автоматизации/механизации в существующие объекты.
- Развитие инновационных технологий и роботизации.
- Формирование внутренней экспертизы и команд ТОП-профессионалов.
- Собственные R&D разработки.
- Создание и тиражирование роботизированных складов.
Дефицит складских мощностей
Вячеслав Бурмистров, директор по логистике МПБК «Очаково», точно описывает ситуацию, которая сложилась на рынке складов:
«В 2022 г. объемы производства выросли на 80%, а оборачиваемость возросла с 8,9 до 12,9 дня. К лету 2022 г. возможности существующего склада были на пределе».
Такая ситуация произошла с многими компаниями.
Решение, которое на поверхности — аренда новых помещений в относительно близком радиусе. Но кроме роста производства растут и e-comm площадки, что усиливает конкуренцию на рынке качественной складской недвижимости. Рост запросов на масштабирование складов привел компании ко второму решению — повышать вместимость и производительность уже имеющихся складов, максимально использовать каждый метр.
Компания «Новейшие Технологии ЛС» предлагает начать с автоматизации основных операций на складе:
- Напольное перемещение паллет. Роботы LMR, FMR, APR.
- Высотное размещение паллет. Роботы AGV Ричтрак и УПШ.
- Автоматизация мезонина. Конвейер + лифт.
Помимо расширения и автоматизации складов можно работать над оптимизацией складских остатков.
По данным Сергея Румянцева из Bidzaar в разряд невостребованного в разных отраслях переходит от 3-7% закупленного имущества:
- Нереализованная продукция.
- Брак.
- Просрочка, некондиция (химикаты, отходы, продукты питания, краски, антисептики, герметики и прочее покупают компании из АГРО, химической, пищевой отраслей, Food retail).
- Незадействованное сырье.
- Товарно-материальные ценности.
Продажа остатков высвобождает склады, заменяет платную утилизацию на прибыльную продажу.
Изменение графика поставок
Графики поставок стали сбивчивыми, доставка до экспортных рынков непредсказуемая или сильно удлинённая. А сами перевозки подорожали на 40%.
Дмитрий Леонтьев, директор по планированию и логистике в компании Свеза, отмечает, что основное воздействие этих проблем на отрасль — менее конкурентоспособная позиция продукции российского лесопромышленного комплекса. К указанным вызовам он добавляет:
- Брошенные поезда. Нехватка подвижного состава приводит к тому, что согласованные с РЖД поезда бросаются на пути в южные порты.
- Портовая инфраструктура перегружена. Склады в портах перегружены, краны не справляются. Особенно это касается южных портов, таких как Новороссийск, Темрюк.
- Рост стоимости автоперевозок по РФ. Характерно для южных направлений в связи с изменением географии поставок.
- Отсутствие стабильной контейнерной доставки и ее цена. Из-за ухода контейнерных линий ряд направлений стал недоступен. Доступные же стоят в 2-4 раза дороже. Особенно в страны Африки и Латинской Америки.
- Сезонная нехватка балкеров. Отсутствие достаточного количества балкеров приводит к высоким ставкам фрахта. Особенно ярко это проявляется в сезон уборки урожая.
- Отсутствие инфраструктуры на месте. Отсутствие проверенной складской и портовой инфраструктуры для российских производителей в странах назначения.
Дмитрий предлагает возможные решения:
- Развивать контейнерные линии и строить контейнеровозы и балкеры. Больше контейнеровозов — ниже цена доставки, больше маршрутов — рост экспорта, проще переориентация на новые рынки и необходимость их развития.
- Развивать портовую инфраструктуру в российских портах, особенно южных. Увеличение количества кранов и складских мощностей.
- Создавать логистическую инфраструктуру в Африке. Это сделает российскую продукцию ближе для клиентов в дружественных странах.
- Увеличить количество локомотивов и подвижного состава. Решит проблему брошенных поездов идущих в российские порты и ускорит доставку контейнеров, идущих на восток.
Переориентация грузопотоков
Блокировка старых маршрутов диктует новые правила планирования цепей поставок. Происходит переориентация с запада на восток.
Дмитрий Леонтьев, директор по логистике Свеза, видит будущее цепей поставок в:
- развороте грузопотоков на Восток;
- зависимости от рынка Китая в секторе ЛПК;
- перегруженности Восточного полигона;
- развитии рынков сбыта внутри страны.
Мысли Дмитрия подтверждает опыт других спикеров конференции. Например, Abi в декабре 2023 года начали поставлять на рынок Саудовской Аравии и Китая FMCG с t° режимом.
Новые цепочки поставок разрабатываются и в it. Дмитрий Занин, директор по стратегическому развитию и оптимизации цепочек поставок INTACT, говорит о схожих с ЛПК проблемах:
- срыв поставок;
- невозможность взаиморасчетов (отказ банков Китая принимать платежи, банки РФ не проводят платежи, платежи зависают, теряются, нет возможности платить напрямую, производителю);
- отказ от сотрудничества.
Решения также похожи:
- альтернативные варианты цепочки поставок;
- конфигурирование новых цепочек финансовой логистики;
- российские производители или работа через сателлитов.
Развитие информационных систем
Кроме сложившихся трудностей и путей их решения на ММЛФ активно обсуждали информационные системы в логистике. Главная цель ИС — снижение зависимости от человеческих ресурсов на всех логистических этапах.
К примеру, в точках сортировки товаров на складах причин задуматься о сокращении доли ручного труда несколько:
- повышение производительности;
- увеличение мощности хранения;
- тяжелые условия;
- сокращение операционных расходов;
- сложности с наймом;
- невозможность выполнения операций вручную.
В клиентском сервисе оцифрованный формат работы с заявками:
- избавляет от ручных процессов;
- минимизирует ошибки из-за человеческого фактора;
- делает процесс прозрачным для всех участников.
Компании, которые уже на пути автоматизации, советую придерживаться разумного подхода к инновациям. Елена Образцова из Wildberries, отмечает, что масштаб «пилота» должен соответствовать масштабу бизнеса:
- Начинать следует с формирования списка приоритетов путем оцифровки операций склада и выявления наиболее массовых и дорогих. Именно на них стоит сосредоточить усилия.
- Важно понимать, применение каких технологий даст максимальный эффект во времени: применять стандартные решения и получать быстрый эффект сейчас или внедрять инновационные технологии с максимальным эффектом в будущем.
- Ожидаемый результат — не только окупаемость. Договариваемся «на берегу», какие критерии оценки успешности внедрения важны для бизнеса. Проводим моделирование на основе расчета сравнительных сценариев: текущий процесс vs новый процесс, расчет экономических и других эффектов от изменений.
- Можно использовать математическое, имитационное моделирование.
Роботизация и автоматизация бизнес-процессов может погубить компанию, если системы будут негибкими и стационарными, заточенными под один тип работ. А может стать новым конкурентным преимуществом, если системы будут адаптивными и мобильными.