png png
к ленте

Московский Международный Логистический Форум. Развитие логистики высокодоходных грузов

Март'24

29 февраля прошла конференция в рамках 27-го Московского международного логистического форума. Ее участниками были профессионалы из сферы логистики и управления цепями поставок.

Анна Всеволодова, аккаунт-менеджер Ареал, побывала на конференции и делится интересными наблюдениями.

igor-chebunin
Игорь Чебунин
директор по управлению цепями поставок, ФТС «Пятерочка», Х5 Group
Как прежде уже не будет. Изменения цепочек поставок не прекращаются, а только ускоряются. Вступаем в новую эпоху. Роль логистики с каждым годом все возрастает в экономике России.

Спикеры конференции сошлись во мнении, что перед отраслью сейчас стоит пять главных вызовов:

  • Дефицит кадров.
  • Дефицит складских мощностей.
  • Изменение графика поставок.
  • Переориентация грузопотоков.
  • Развитие информационных систем.

Дефицит кадров

По данным исследования Координационного совета по логистике «Операционный персонал в логистике в 2024 — 2025 гг. Как противостоять дефициту» 4,8 млн. человек — дефицит операционного персонала. КСЛ проводил опрос среди компаний ритейлеров, маркетплейсов, производителей, дистрибьюторов, логистических операторов.

Больше половины респондентов (50,85%) заявили, что на горизонте 1-3 года ожидают проблемы с персоналом, которые могут привести к перебоям в операционной деятельности.

Какие выходы из кризиса озвучили на конференции?

Первое — увеличение заработной платы. В 2024 г. набирает популярность введение гибкой оплаты труда (выплаты раз в день/неделю). Компании оценивают это решение как одно из самых значимых в привлечении и удержании персонала — упомянули 24,29% респондентов.

Но исследование КСЛ показало, что увеличение ЗП на 15-20% не приносит компании ничего в решение проблемы. Нулевой дефицит персонала наблюдается у компаний, увеличивших оклад на 100%. Увеличение ЗП на 100% в обрабатывающей промышленности дает 12,5 — 15% увеличение себестоимости продукции. 99% компаний при таком росте себестоимости оценивают себя неконкурентоспособными.

Ирина Шаповалова, директор по развитию дистрибуции AB InBev Efes, предлагает:

  • Поддерживать качество пространства, коллектива и рабочего места. Идти в сторону человекоцентрической организации.
  • Закрывать психологические и социальные потребности сотрудников.

Также Ирина отметила, что для дистрибьюторов вызовы рынка дают возможности. Они могут стать в первую очередь партнерами для производителей — быть транспортной компанией или предоставлять внешний складской комплекс. Коллеги из X5 Retail Group добавляют, что инициативы партнерств с поставщиками, сквозное планирование могут решить вопрос дефицита персонала.

Елена Лондарь HR-эксперт HH.ru поддерживает человекоцентрический подход и сначала предлагает поработать над HR-брендом:

  • Создать внутри компании условия/среду для вдохновения людей на продуктивную работу. При этом важно, чтобы данная среда была бережной к людям.
  • Оценить текущий уровень зрелости человекоцентричности можно через понимание, как думает первое лицо компании про сотрудников: «люди», «ресурс», «капитал».

В рамках подхода к удержанию сотрудников Елена обращает внимание на:

  • Отношение к людям как к капиталу (а не к ресурсу) и постоянный их upskilling/reskilling.
  • Фокус на программе адаптации новых сотрудников.
  • Обучение линейных менеджеров эффективным практикам подбора персонала.
  • Обучение линейных менеджеров практикам регулярного менеджмента для формирования связей со своей командой (формирование смыслов в работе и stay-интервью как противоположность exit-интервью).
  • Фокус на работе с выгоранием HR-команд.
  • Формирование культуры горизонтального роста.
  • Возможность для сотрудников делиться экспертизой, преподавать.
  • Фокус на кадровый резерв и внутренние перемещения.
  • Работу по возвращению ранее ушедших из компании сотрудников.

Сергей Гаряев, директор по ВЭД и транспортной сети поставок Ламода, отмечает рост оттока персонала до 20%. К уже перечисленным решениям, он добавляет:

  • Развитие студенческих программ.
  • Автоматизация процессов.

О важности работы с автоматизацией говорит Елена Образцова, директор по автоматизации Wildberries. По её мнению, ключевой вызов ближайших трех лет — кардинально снизить зависимость рабочего процесса от людей:

  • Внедрение средств автоматизации/механизации в существующие объекты.
  • Развитие инновационных технологий и роботизации.
  • Формирование внутренней экспертизы и команд ТОП-профессионалов.
  • Собственные R&D разработки.
  • Создание и тиражирование роботизированных складов.

Дефицит складских мощностей

Вячеслав Бурмистров, директор по логистике МПБК «Очаково», точно описывает ситуацию, которая сложилась на рынке складов:

«В 2022 г. объемы производства выросли на 80%, а оборачиваемость возросла с 8,9 до 12,9 дня. К лету 2022 г. возможности существующего склада были на пределе».

Такая ситуация произошла с многими компаниями.

Решение, которое на поверхности — аренда новых помещений в относительно близком радиусе. Но кроме роста производства растут и e-comm площадки, что усиливает конкуренцию на рынке качественной складской недвижимости. Рост запросов на масштабирование складов привел компании ко второму решению — повышать вместимость и производительность уже имеющихся складов, максимально использовать каждый метр.

Компания «Новейшие Технологии ЛС» предлагает начать с автоматизации основных операций на складе:

  • Напольное перемещение паллет. Роботы LMR, FMR, APR.
  • Высотное размещение паллет. Роботы AGV Ричтрак и УПШ.
  • Автоматизация мезонина. Конвейер + лифт.

Помимо расширения и автоматизации складов можно работать над оптимизацией складских остатков.

По данным Сергея Румянцева из Bidzaar в разряд невостребованного в разных отраслях переходит от 3-7% закупленного имущества:

  • Нереализованная продукция.
  • Брак.
  • Просрочка, некондиция (химикаты, отходы, продукты питания, краски, антисептики, герметики и прочее покупают компании из АГРО, химической, пищевой отраслей, Food retail).
  • Незадействованное сырье.
  • Товарно-материальные ценности.

Продажа остатков высвобождает склады, заменяет платную утилизацию на прибыльную продажу.

Изменение графика поставок

Графики поставок стали сбивчивыми, доставка до экспортных рынков непредсказуемая или сильно удлинённая. А сами перевозки подорожали на 40%.

Дмитрий Леонтьев, директор по планированию и логистике в компании Свеза, отмечает, что основное воздействие этих проблем на отрасль — менее конкурентоспособная позиция продукции российского лесопромышленного комплекса. К указанным вызовам он добавляет:

  • Брошенные поезда. Нехватка подвижного состава приводит к тому, что согласованные с РЖД поезда бросаются на пути в южные порты.
  • Портовая инфраструктура перегружена. Склады в портах перегружены, краны не справляются. Особенно это касается южных портов, таких как Новороссийск, Темрюк.
  • Рост стоимости автоперевозок по РФ. Характерно для южных направлений в связи с изменением географии поставок.
  • Отсутствие стабильной контейнерной доставки и ее цена. Из-за ухода контейнерных линий ряд направлений стал недоступен. Доступные же стоят в 2-4 раза дороже. Особенно в страны Африки и Латинской Америки.
  • Сезонная нехватка балкеров. Отсутствие достаточного количества балкеров приводит к высоким ставкам фрахта. Особенно ярко это проявляется в сезон уборки урожая.
  • Отсутствие инфраструктуры на месте. Отсутствие проверенной складской и портовой инфраструктуры для российских производителей в странах назначения.

Дмитрий предлагает возможные решения:

  • Развивать контейнерные линии и строить контейнеровозы и балкеры. Больше контейнеровозов — ниже цена доставки, больше маршрутов — рост экспорта, проще переориентация на новые рынки и необходимость их развития.
  • Развивать портовую инфраструктуру в российских портах, особенно южных. Увеличение количества кранов и складских мощностей.
  • Создавать логистическую инфраструктуру в Африке. Это сделает российскую продукцию ближе для клиентов в дружественных странах.
  • Увеличить количество локомотивов и подвижного состава. Решит проблему брошенных поездов идущих в российские порты и ускорит доставку контейнеров, идущих на восток.

Переориентация грузопотоков

Блокировка старых маршрутов диктует новые правила планирования цепей поставок. Происходит переориентация с запада на восток.

Дмитрий Леонтьев, директор по логистике Свеза, видит будущее цепей поставок в:

  • развороте грузопотоков на Восток;
  • зависимости от рынка Китая в секторе ЛПК;
  • перегруженности Восточного полигона;
  • развитии рынков сбыта внутри страны.

Мысли Дмитрия подтверждает опыт других спикеров конференции. Например, Abi в декабре 2023 года начали поставлять на рынок Саудовской Аравии и Китая FMCG с t° режимом.

Новые цепочки поставок разрабатываются и в it. Дмитрий Занин, директор по стратегическому развитию и оптимизации цепочек поставок INTACT, говорит о схожих с ЛПК проблемах:

  • срыв поставок;
  • невозможность взаиморасчетов (отказ банков Китая принимать платежи, банки РФ не проводят платежи, платежи зависают, теряются, нет возможности платить напрямую, производителю);
  • отказ от сотрудничества.

Решения также похожи:

  • альтернативные варианты цепочки поставок;
  • конфигурирование новых цепочек финансовой логистики;
  • российские производители или работа через сателлитов.

Развитие информационных систем

Кроме сложившихся трудностей и путей их решения на ММЛФ активно обсуждали информационные системы в логистике. Главная цель ИС — снижение зависимости от человеческих ресурсов на всех логистических этапах.

К примеру, в точках сортировки товаров на складах причин задуматься о сокращении доли ручного труда несколько:

  • повышение производительности;
  • увеличение мощности хранения;
  • тяжелые условия;
  • сокращение операционных расходов;
  • сложности с наймом;
  • невозможность выполнения операций вручную.

В клиентском сервисе оцифрованный формат работы с заявками:

  • избавляет от ручных процессов;
  • минимизирует ошибки из-за человеческого фактора;
  • делает процесс прозрачным для всех участников.

Компании, которые уже на пути автоматизации, советую придерживаться разумного подхода к инновациям. Елена Образцова из Wildberries, отмечает, что масштаб «пилота» должен соответствовать масштабу бизнеса:

  • Начинать следует с формирования списка приоритетов путем оцифровки операций склада и выявления наиболее массовых и дорогих. Именно на них стоит сосредоточить усилия.
  • Важно понимать, применение каких технологий даст максимальный эффект во времени: применять стандартные решения и получать быстрый эффект сейчас или внедрять инновационные технологии с максимальным эффектом в будущем.
  • Ожидаемый результат — не только окупаемость. Договариваемся «на берегу», какие критерии оценки успешности внедрения важны для бизнеса. Проводим моделирование на основе расчета сравнительных сценариев: текущий процесс vs новый процесс, расчет экономических и других эффектов от изменений.
  • Можно использовать математическое, имитационное моделирование.

Роботизация и автоматизация бизнес-процессов может погубить компанию, если системы будут негибкими и стационарными, заточенными под один тип работ. А может стать новым конкурентным преимуществом, если системы будут адаптивными и мобильными.