к ленте

Optimization 2018

Декабрь'18
Optimization — ежегодное масштабное событие в сфере интернет-маркетинга. Руководители компаний, директора по маркетингу, представители поисковых систем, специалисты из рекламных агентств на протяжении двух дней делятся своим опытом.

Кирилл Безбородов, ведущий специалист отдела интернет-маркетинга, побывал на 17 конференции Optimization и делится самыми актуальными новостями и исследованиями отрасли.

Секция «Поисковые машины»

Юрий Долженко — Google.
Анастасия Данилина — Яндекс.

В первый день представители поисковых систем рассказали о возможностях, которые предоставляют голосовые помощники. Чем они интересны бизнесу и какие технологии используют.

Если кратко, то:

  • Идет тренд в сторону голосового общения в интернете, доля голосовых запросов на текущий момент составляет приблизительно 20% от общего количества.
  • Технологии голосового поиска активно развиваются и уже превосходят человека по распознаванию речи.
  • Для бизнеса голосовые помощники дают возможность создать приложения или навыки, решающие задачи бизнеса.

В голосовом помощнике Алиса уже создано 33000 навыков.

Навык — это ряд определенных действий, продуманных заранее по определенному сценарию, которые можно совершить, общаясь с голосовым помощником. Например, сыграть с ним в текстовую игру, подобрать подходящий товар или заказать услугу.
Optimization 2018

Чтобы бизнесу попасть в платформу необходимо:

  • придумать сценарий;
  • реализовать его в виде навыка;
  • зарегистрироваться в платформе;
  • отправить навык на модерацию;
  • опубликовать навык в каталоге.

После чего навык можно найти в каталоге, через общий запрос или вызывать при помощи активационной фразы.

Круглый стол. Проблемы поиска и SEO

Optimization, как и в прошлые годы, дает уникальную возможность напрямую пообщаться с представителями поисковиков. Что участникам было интересно узнать у работников Яндекс?

Владельцев сайтов волновала работа расширения для браузеров Яндекс Советник. Задано много вопросов и высказано много недовольства.

Для тех, кто не знаком с ним, Яндекс Советник — это расширение, которое встраивается в браузер и сравнивает цены с товарами, которые рекламируются на Яндекс Маркете и подбирает более выгодные предложения.

Недовольства были вызваны тем, что расширение уводит посетителей с сайта на Яндекс Маркет, что логично ведет к потере потенциальных клиентов. Один из участников конференции поделился опытом. На его сайт зашел пользователь по контекстной рекламе, перешел на карточку товара, после чего Советник предложил другие варианты и пользователь покинул сайт. То есть сначала Яндексу заплатили за переход из Директа, после чего расширением его увели с этого сайта. Представители прокомментировали данную ситуацию, как ошибку в работе расширения и сказали, что по этому вопросу следует обратиться в службу поддержки.

Советник действительно является проблемой для многих интернет-магазинов, но существуют специальные скрипты, которые блокируют его работу и позволяют решить проблему.

Всех интересовали сервисы Яндекса, которыми переполнена выдача и которые забирают трафик у остальных сайтов, и агрегаторы, которых также большое количество. По словам Михаила Сливинского Яндекс стал раздавать большее количество трафика, о чем свидетельствуют данные сервиса Яндекс Радар, а значит трафик перераспределяется. Наличие в выдаче агрегаторов, говорит лишь о том, что они полезны пользователям.

Слушатели также спрашивали, не планируется ли добавить в Вебмастер инструмент по отклонению внешних ссылок, аналогичный Google disavow links. Ответ — нет, в нем нет необходимости, Яндекс самостоятельно справляется с данной задачей.

Незадолго до конференции Яндекс анонсировал обновление поиска под названием «Андромеда». Попытки узнать более конкретно, как изменился поиск и в чем он стал лучше, не увенчались успехом. Изменится «во многом», но никаких подробностей раскрыто не было.

Влияние типов страниц на ранжирование в Яндекс

Дмитрий Иванов. «Иванов SEO».

Существует множество типов и подтипов пары запрос-страница:

  • коммерция/не коммерция;
  • геозависимые/геонезависимые;
  • главная/внутренняя;
  • витальное/не витальное;
  • и др.
Optimization 2018

При помощи статистики поисковик определяет какие типы показывать в той или иной выдаче.

Существует 2 типа выдачи:

  1. Сформированная:
    • Можно попасть только с подходящим типом страницы.
    • Зависит от уровня оптимизации, но при совпадении типа.
    • Высокая конкурентность.
  2. Несформированная:
    • Можно попасть с любым типом страниц.
    • Зависит от уровня оптимизации.
    • Низкая конкурентность.

Попасть в коммерческую выдачу с листингами не получится даже с самым крутым обзором, а с карточкой товара будет очень сложно.

Листинг — это страница со списком товаров, услуг или другой информации (например, список врачей).

Дмитрий провел эксперимент с целью определить, насколько совпадение типов страниц на сайте с типами страниц в выдаче влияет на позиции.

Было взято 50 сайтов разных тематик.

  • 20 регионов;
  • 2000 кластеров запросов (SOFT кластеризация по топам);
  • 13200 запросов в топ-10;
  • 6800 запросов за топ-20+;
  • 10 000 сформированной выдачи;
  • 10 000 несформированной выдачи;
  • Запросы с частотностью >10;
  • Сайты хорошо оптимизированы.

Вручную определены типы страниц и типы выдачи. Выборки сгруппированы по сегментам.

  • Если в выдаче 5 и более одинаковых по типу страниц, считаем, что совпадение важно.
  • Хотя бы 3 страницы — возможно.
  • Меньше 3 страниц — не важно.

Результаты для сформированной выдачи.

Optimization 2018
Optimization 2018
Optimization 2018
Optimization 2018
1/

Получается, что для высокочастотных и среднечастотных запросов важно совпадение типов страниц независимо от тематики и типа запроса.

Результаты для несформированной выдачи

Optimization 2018
Optimization 2018
1/

Несформированная выдача практически отсутствует для ВЧ запросов, и не встречается ситуаций с совпадением 5-ти и более страниц по типу.

Optimization 2018

Процесс типизации страниц Дмитрий рекомендует проводить на стадии детальной проработки целевых страниц и на этапе проектирования сайта при борьбе за высококонкурентные высокочастотные позиции.

kirill-bezborodov
Кирилл Безбородов
ведущий специалист отдела интернет-маркетинга
Мы согласны с Дмитрием, соответствие типов страниц действительно важно для попадания в топ-10, но только лишь совпадения недостаточно. Необходимо, чтобы страница была конкурентоспособна и соответствовала по остальным параметрам. Например, если взять листинг товаров, то важно чтобы и другие элементы, такие как размер ассортимента, наличие цен, соответствовали представленным в топе страницам. Если ассортимент уступает или цены отсутствуют, это усложнит конкуренцию со страницами, на которых они есть.

SEO-тексты глазами Яндекса, Google и «Тургенева»

Михаил Волович. Лаборатория поисковой аналитики «Ашманов и партнеры»

Михаил рассказал о значимости текстовых факторов, в частности SEO-текстов и о том, какие зависимости наблюдаются в топах.

Как показало исследование текстовые факторы важны для обеих поисковых систем.


Проведите по экрану влево,
чтобы посмотреть таблицу

В Google В Яндекс
топ-3 выше, чем топ 30;
выше, чем в Яндексе;
сильная корреляция с позицией.
выше, чем топ 30;
ниже, чем в Google;
средняя или слабая корреляция с позицией.
топ-30 ниже, чем фон;
ниже, чем в Яндексе;
нет связи с попаданием в топ-30.
выше, чем фон;
выше, чем в Google;
есть связь с попаданием в топ-30.

Значение текстовых факторов в топ-30 Яндекса выше чем в Google, а ближе к топ-3 увеличивается в обоих поисковиках. Но среди первых результатов в Яндексе сильной корреляции с позицией не наблюдается и их влияние слабее чем в зарубежном поисковике.

Михаил рассмотрел и корреляцию для разного типа запросов. Синий — Google, красный — Яндекс.

Optimization 2018
Пояснения для расшифровки таблицы
Optimization 2018

Чем дальше от точного запроса, тем сильнее влияние текстовых факторов — принцип антибуквализма.

Кроме слов из запроса важны:

  • синонимы, выделенные в сниппетах;
  • «семантическая» оценка релевантности.

Таблицы ниже на первый взгляд сложные для понимания. Но на них хорошо видно влияние различных элементов — текстовых факторов (левая колонка) — относительно запроса. Чем жирнее выделение, больше буква или их две, тем выше влияние.

В таблицах используются следующие условные обозначения:

  • Т — корреляция с позицией, (т — наличие корреляции, Т — средняя корреляция, ТТ — наиболее выраженная корреляция);
  • П — связь с попаданием в топ-30.
Optimization 2018
Optimization 2018
1/

Также проанализированы значения вхождений в доменное имя и URL-адрес страницы.

Optimization 2018
Т?Р — связь с позицией, корреляция; G3, Y3 — значение для топ-3; G, Y — значение для топ-30

В Яндекс и Google: очень много «говорящих» доменов и URL’ов!

Какие выводы можно сделать, анализируя таблицы?

Яндекс:

  • домен важен;
  • ЧПУ важны;
  • в основном предварительный отбор.

Google:

  • домен важен;
  • влияние на позицию ЧПУ не подтверждено.

Была произведена оценка текстов на риск Баден-Бадена сервисом «Тургенев».

Optimization 2018
NG, NY — средние значения

Средняя оценка риска попадания под текстовый фильтр составила 7,91 баллов.

И отдельно выделен блок SEO-текста и проанализировано его влияние.

Optimization 2018
Optimization 2018
1/

Как показал результат, Яндекс и вправду научился определять SEO-текст и не учитывать его в ранжировании.

Мультирегиональное продвижение в Яндексе

Александр Свистунов. «Иващенко и Низамов»

Как известно, запросы делятся на геозависимые и геонезависимые.

Для геозависимых запросов выдача отличается по каждому региону России. По геонезависимым запросам, результаты выдачи совпадают для всех пользователей России.

Optimization 2018

Существует несколько способов присвоения региональной привязки в Яндексе:

  • Добавление региона через Яндекс Вебмастер.
  • Добавление адресов организации в Яндекс Справочник.
  • Автоматическая геопривязка.

На первые 2 способа можно повлиять, последний осуществляется поисковой системой.

Optimization 2018

Определить региональную привязку любого сайта можно при помощи способа, описанного Сергеем Людкевичем.

Способ заключается в проверке результатов выдачи, суженной до одного сайта (оператор site), с использованием оператора cat и смещением для региона и анализируемого регионального фактора. Изучите материал статьи.

Optimization 2018

На скриншоте выше указаны коды и факторы, которые отвечают за региональную привязку. Также существуют авто-факторы, возможность влияния на которые неизвестна.

Если по получившемуся запросу выдача не пустая, значит анализируемый региональный фактор присвоен сайту.

Optimization 2018

Было проведено исследование выдачи.

  • Взято 10 популярных тематик.
  • Выгружено топ-30 по ВЧ запросу из тематики по региону Москва, исключая агрегаторы, соцсети и колдунщики.
  • Проверены региональные факторы по описанной выше методике.

Итог анализа следующий:

  • используются все инструменты для присвоения регионов независимо от тематики;
  • способ присвоения не влияет на ранжирование относительно конкурентов;
  • количество присвоенных факторов не влияет на ранжирование относительно конкурентов.

Аналогично, была исследована выдача для мультирегиональных сайтов. Итоги те же, как и у сайтов, представленных в одном регионе.

Александр показал несколько интересных кейсов.

Кейс № 1

Изначально у сайта было присвоено только два региона через Яндекс Справочник. В Вебмастере региона не присвоено.

Добавление других регионов в Яндекс Справочник привело к повышению позиций по данным регионам.

Кейс № 2

Сайт имел региональную привязку к региону Москва только через Яндекс Вебмастер.

Добавление дополнительных регионов в Яндекс Справочнике опять привело к повышению позиций.

В качестве эксперимента была удалена привязка к региону Москва через Вебмастер. В результате позиции по дополнительным регионам улучшились, но по Москве наблюдалось снижение позиций.

По данному кейсу видно, что привязка через Вебмастер значительно усиливает ранжирование в указанном регионе, но может ухудшить ранжирование в других. Но ее все равно следует указывать для наиболее приоритетного региона, поскольку положительный эффект сильнее, чем «минус» по остальным регионам.

Кейс № 3

Изначально сайту был задан регион Санкт-Петербург через Яндекс Вебмастер и дополнительные регионы через Яндекс Каталог и Справочник.

Создание поддоменов для регионов и присвоение региона в Вебмастере привело к росту позиций.

Подтверждается значимость привязки через Вебмастер. Но присвоить больше одного региона в Вебмастере сайту нет возможности, поэтому в данном случае помогает создание региональных поддоменов.

Кейс № 4

Изначально у сайта была только привязка через Справочник в одном регионе.

Были добавлены другие регионы в Справочник с номером 8-800. После этого добавлены региональные номера в карточки организаций в Справочнике, что в результате привело к дополнительному росту позиций в регионах.

Данный кейс наиболее интересен, так как в нем выявлен еще один фактор, существенно усиливающий ранжирование в регионах — важность региональных контактов, а именно локальных телефонных номеров для регионального продвижения.

Выводы

  • Ранжирование не зависит от инструмента присвоения региона.
  • Есть скрытые региональные факторы, которые неизвестны, но они оказывают влияние на поисковую выдачу.
  • Следует избегать «перекоса» региональной таблицы и присваивать регионы всеми доступными способами.
  • Выбор мультирегиональной стратегии индивидуален для каждой ситуации.
kirill-bezborodov
Кирилл Безбородов
ведущий специалист отдела интернет-маркетинга
Безусловно, вопрос мультирегионального продвижения актуален для многих клиентов, но у поисковой системы Яндекс есть свои «правила» на этот счет, что наглядно показывает исследование Александра. Наличие реальных представительств, является обязательным условием для получения региональной привязки и получения «региональных факторов». Также наблюдается увеличение влияния привязки через Яндекс Справочник, данный сервис сейчас активно развивается и его влияние на ранжирование в дальнейшем будет расти. Поэтому важно максимально подробно заполнять все возможные данные об организации в карточке сервиса.

* Все изображения взяты из презентаций спикеров, которые размещены в свободном доступе.