TREND 2018. Первая конференция о визуальной культуре
DESIGN TREND — первая конференция о визуальной культуре, которая проходила 15-16 сентября в Москве. Организаторами выступили ребята, которые занимаются ежегодными конференциями Design Prosmotr. Мы были на Просмотрах два года подряд, первый, второй.
13 спикеров из 7 стран — профессионалы своего дела из разных творческих сфер — выступили на одной площадке.
Наши дизайнеры Вика и Полина, собрали эмоции и знания в одном обзоре. Галлюцинации, изобретения, лингвистика и концентрация.
Виктория Самохвалова
ведущий специалист департамента UX/UI и дизайна
Михаил Шишкин.
Визуальная лингвистика
Михаил — основатель брендингового агентства Shishki Agency.
Начал Михаил с истории. В какой-то момент жизни ему захотелось понять почему одни вещи впечатляют и интуитивно понятны, а другие нет. Из размышлений вышла целая лекция.
Есть желание, чтобы люди лучше понимали друг друга. Для этого надо разобраться, как они думают, как общаются. Известно, что основная задача графического дизайнера — донести некое сообщение до аудитории посредством визуального носителя. Очень важный, ключевой канал — речевой. Когда голосом логичнее все объяснить, понимание достигается куда быстрее, чем с отсутствием речевого канала. Выражение «говорить на разных языках» получается основной проблемой.
Возможно в процессе коммуникации мы поняли выражение неточно, подумали не о том или не с теми эмоциями восприняли сообщение. В общем вложили не то, что говорил автор. И каждый раз мы выбираем язык, подходящий для сообщения. Например, смайлик, который способен визуально передать нужную мысль, эмоцию. Каждый раз использование языка ситуативно.
Возьмем опыт лингвистики и язык как систему, предлагает Михаил.
Когда есть система, мы знаем, как ей пользоваться — мы говорим на одном языке. Здесь, естественно, нужно разделить язык на две категории:
- вербальный;
- визуальный.
Оба они появились более 50 000 лет назад. Посмотрим на современные примеры.
Визуальная система бренда Яндекс. Есть отдельный язык продуктов. Он считывается на уровне ощущений, интонаций, цветовой кодировки. Сформирован образ и он узнаваем.
Можно посмотреть на несколько ярких кейсов студии, например «Айдентика для фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая». Цель фонда — изучение культурного наследия народов мира, возрождение интереса к культурам других народов.
«Буквы построены по классическим пропорциям римского капитального шрифта и стилизованы под геометричный орнамент. Цветовая кодировка основана на костюмах и предметах быта народностей, где использованы яркие и чистые цвета».
Особенность визуального языка — он не имеет обратной связи. Поэтому хочется создать язык понятный всем. Можем ли мы считать визуальный язык индивидуальным? Мы не можем быть уверены, что все его поймут. В мире 7 тысяч естественных языков и со скоростью 1-2 в неделю они исчезают, что довольно быстро.
Так же есть искусственные языки:
- логические и философские;
- вспомогательные;
- артланги.
Например, у Джеймса Камерона есть язык Нави, разработанный для синекожих гуманоидов планеты Пандора. Он насчитывает около тысячи слов со сложной грамматикой. Даже по нему есть руководство для понимания и изучения.
Еще один пример искусственного языка «Сольресоль». Основан на названиях семи нот. Одна буква обозначает два нераздельных звука — согласный и гласный. Для изучения и использования сольресоль не требует музыкальной грамотности.
Михаил рекомендует книгу Александра Пиперских «Конструирование языков от эсперанто до дотракийского».
Как все это связано с дизайном? Ответом на вопрос «Сколько необходимо графических элементов, чтобы зашифровать сообщение?». Спикер делает вывод, что необходимо делать суперпросто, потребитель не хочет ничего учить, чтобы воспринимать тот или иной объект. Визуальный язык не имеет строгих правил — в этом его сила и слабость.
Большинство людей понимают язык на базовых образах. Использовать гибкие (неочевидные) визуальные связи очень рискованно непониманием. Если есть желание эксперимента, нужно действовать последовательно.
В агентстве Shishki — это был кейс 6633 — конкурс творческих и научных проектов института Арктики и Антарктики. Задача — вернуть интерес к профессии полярника и поменять сложившийся стереотип, выразить позицию, что Заполярье это место, где собираются интересные люди и изучают снежный мир — это круто.
Для начала необходимо было обосновать название конкурса. И уже дальше работать с потребителями, объяснять основы концепции.
Команда постепенно готовила язык, чтобы человек знал, что за 3366, а потом анализировал поступающую информацию, исходя из имеющихся знаний.
Концепция основана на простом природном эффекте — преломление света через снег/лед/воду — метафора нового взгляда на полярные исследования. Была разработана целая система идентичности на разных носителях от логотипа до сувенирной продукции и сайта.
Основной посыл кейса, да и всего выступления — привычные вещи всегда можно увидеть по-новому, с новым смыслом.
Зорик Истомин.
Хроники метамодерниста
Эта лекция меня вдохновила. Зорик — современный диджитал художник, основатель SmoKin Heroes. Он говорил о поколении метемодернистов, комьюнити и паркуре.
Метамодернисты — поколение, которое формирует новую культуру, основанную на чувствах и желаниях. «Метамодернизм — понятие, отражающее изменение и состояние культуры с начало 90-х по настоящее время» (Википедия).
Начнем с далеких времен истории.
У древнего человека мышление было сфокусировано на вере в богов. Данный период времени принято называть премодернизмом. Следующая эпоха — модерн, где фокус был на человеке, формирование институтов государства и гражданского общества. На смену модерну приходит то самое понятие — постмодернизм — настоящий век механизмов и технологий. Время динамического, индустриального развития.
Особенностью этого времени можно назвать беспрерывное освоение новых технологий и пространства интернета. Внимание сфокусировано на том, что нам действительно интересно, основано на желаниях и эмоциях. Новое время делает нас универсальней, сейчас легко узнать любую информацию от пробок в городе до экспериментально лечения. И эта универсальность проявляется во всей культуре. Мы видели мир до появления технологий и сейчас — в этом есть уникальность. Поколение после не видело до и только лишь по рассказам будет знать, о том мире без технологий.
Время позволяет нам делать, что хочется, не ограничиваясь профессией. Именно это и есть новая временная волна. Сегодня намного шире взгляд на мир, где можно увидеть более трех плоскостей, мышление многомерно.
Например, Заха Хадид — ирано-британский архитектор и дизайнер, которая ломает формы архитектуры. Каждой работой представляет свой широкий взгляд на строения, работает со светом, его фомой.
Фокусировка на своих интересах породила культуру объединенных одними интересами и делами людей — считает Зорик. Для него все началось с паркура и Давида Белля (французский каскадер, основатель и лидер мирового паркур-движения). Вдохновившись, Зорик начал заниматься паркуром. С друзьями, братьями по увлечению, начали выстраивать из локаций трассы для прохождения. Так и появилось комьюнити.
И уже тогда, имея компьютер, камеру и увлечение, Зорик делал диджитал. Снимал ролики, монтировал и формировал свою новую культуру, время метамодерна.
Следующая ступень спикера — клубная культура. Увлечение хип-хоп культурой, организация концертов поп-исполнителей. Так появилась новая аудитория, доступ к артистам, благодаря чему шло развитие, а стиль становился лучше. Плюс у артистов возникла потребность в фото-видео съемке и это стало приносить первые деньги.
Появились соц. сети — доступна новая аудитория. Зорик давал первые мастер-классы. Творчество развивалось, формировались сообщества по интересам, увлечениям, где люди делились знаниями.
Большое преимущество всех соц. сетей — обратная связь, здесь и сейчас. Лайки, шаринги, без лишних заявлений можно понять как творчество влияет на других людей.
На ряду с социальными сетями, которые развивались стремительно, возникла идея творческого объединения, где большое количество людей, горящих идеей, смогут одновременно общаться. Так в 2009 году появилось объединение мастеров своего дела SmoKin Heroes.
Собрав воедино способности и ресурсы они начали делать что-то крутое. В состав банды входят:
Zi — цифровой художник, организатор.
Voogie — экшн-оператор, изобретатель.
Gleboos — скетчер, жудожник.
AShot — фотограф, ретушер, режиссер.
Ins — композитор, исполнитель, саунд-продюсер.
Все ребята вовлечены в процесс и заряжены на результат. За время работы они занимались всем: от художественной деятельности до изобретательской.
«Для разных задач мы подключали разных специалистов от художников, промышленных дизайнеров до инженеров, 3D-модельеров».
Сейчас SmoKin Heroes не ограничиваются перечисленными людьми, вокруг собралось много творческих ребят, которые участвуют в процессе. Всех их объединяет желание творить и развивать культуру.
В своих путешествиях по миру команда познакомилась с движением стикер-культуры и задумалась о её продвижении в России. Создали стикербуки — книжки с авторскими наклейками. Проект стал очень популярен в своё время.
Команда своими усилиями разработала несколько инноваций. Hamma Bag — рюкзак-гамак, изобретения, связанные со съемкой видео. Сергей Валяев выступил продюсером и режиссером видео Покраса Лампаса на Красном Октябре, а также разработал Adventure Mask для съемок «Хардкора» Ильи Найшуллера.
#SLIDER_trend_18_1#На ряду со всеми проектами, есть и другая сторона медали. Есть то, что угнетает. Например, люди, которые делают лучше. Тут необходимо понять и искоренить все, что может негативно отразиться на тебе и твоей деятельности. Нужно стремиться к идеальной форме себя и всегда совершенствоваться. Сегодня важно опираться на свои желания и возможности. Отсеять все то, что может утяжелить. Спросите себя «Что я хочу делать?», «Чем заниматься?», «С кем общаться?». Сегодня чувства дают новые возможности.
«Слушайте себя!» — сказал нам напоследок Зорик.
Фриц Готтшалк. Выносливость и ремесло
И напоследок стоит упомянуть Фрица Готтшалка (Fritz Gottschalk, Швейцария) ветерана графического дизайна, партнера и учредителя Gottschalk + Ash Intl AG.
Готтшалк сразу проявил свое нестандартное видение и прокрутил презентацию из 75 слайдов два раза, прежде чем сказать первые слова: «Необходима максимальная концентрация над тем, что вы делаете, работайте не покладая рук».
Спикер детально описывал процесс работы над своими лучшими проектами. Начиная с редизайна логотипа банка Pictet, до работы над Швейцарским паспортом в 1985 году.
Работа с каждой деталью, тщательная проработка нюансов, обдумывание мелочей — вот залог успеха. Для всего этого безусловно нужен талант и достаточно большой запас терпения.
Колоссальная работа была проведена над паспортом, который разработал спикер. Детали внутренних страниц, паттерны, не дают подделать документ. Линия, которая издалека выглядит однотонной, при детальном рассмотрении имеет трехцветную кодировку, как дополнительную часть защиты. Все эти детали и создают уникальный продукт. Это швейцарский подход к паспорту — интеллектуальный и художественно правильный.
Готтшалк показал еще несколько печатных изданий недавних работ и, не смотря на свой возраст, в его глазах есть энергетика и энтузиазм к делу всей жизни. Я была в восторге от лекции. Готтшалк развеял мой личный миф, что дизайнер не может всю жизнь заниматься одним делом. Он потрясающий.
На протяжении всех двух дней конференции было много докладов иностранных спикеров, о некоторых их них Полина расскажет ниже:
- Рама Аллен (Rama Allen), креативный директор The Mill. Он открывал новое восприятие реальности — шестое чувство. Работает с игрой света и тени галлюцинациями. Их работы нужно смотреть, переходите по ссылке.
- Люк Хейман (Luke Hayman) с крутыми проектами всемирно известного дизайн агентства Pentagram.
- Владимир Лифанов с полугодовалыми поисками той самой нужной концепции кафе-кондитерской «Буше». И рассуждением о том, как просто работать без денег.
- Кен Кейто (Ken Cato), который говорит на языке нации, в какой части мира он бы не находился. Рекомендовал к прочтению «В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний». Успел поработать в Европе, США, Мексике, Азии.
- Грег Даррелл (Greg Durrell). С системой идентичности Олимпиады в Ванкувере, фильмом Design Canada (сила невербальной коммуникации) и символом национальной канадской железной дороги.
Полина Иванова
ведущий специалист департамента UX/UI и дизайна
Мне впервые посчастливилось побывать на конференции, где бы выступали дизайнеры мирового масштаба в таком количестве. За два дня 13 спикеров рассказали столько крутых вещей, что ставь я крестики на руке, чтобы не забыть каждую, ходила бы с рукавами до плеч, нарисованными шариковой ручкой. С собой я увезла массу впечатлений и идей, которые дают направление и бережно откладываются на подкорку.
Заметила, что российские дизайнеры чаще говорят о теории и философии дизайна, а дизайнеры из других стран — о своей работе. Как правило, уравновешенно, без пафоса и фейерверков, почти буднично: «Ребята, вот я такую штуку сделал, зацените».
Два дня речь шла не только о кейсах в формате «задача — что сделали», но и о процессе, его поворотных точках, отношениях с клиентами, принципах работы и идеях, на которых она строится. Говорили только о любимых проектах — это важно — спикеры не пытались поразить нас часовыми презентациями о работе с MasterCard или David Jones, а рассказывали о том, что им близко и нравится больше всего, делились по-настоящему личным опытом.
Это и классные в своих прямоте и кураже парни из Snask, и мой любимый спикер Вова Лифанов с самым трогательным и личным рассказом из всех, что я от него слышала, и очаровательный джентльмен почтенного возраста и опыта — Adrian Shaughnessy, и Дмитрий Гутов, Миша Шишкин и многие другие вдохновляющие профессионалы.
Охватить все и вся невозможно. Поэтому я подготовила основные моменты из наиболее вдохновивших меня лекций — взглядом в будущее, любовью к делу, уважением к другим культурам.
Рама Аллен.
Мануфактура галлюцинаций
Рама Аллен (Rama Allen) — исполнительный креативный директор агентства The Mill в Нью-Йорке рассказывал о недолговечности новых технологий, смешанной реальности, понятии и сути креативности, своем подходе к творчеству и проектах, над которыми работал, и так называемой смешанной реальности «MR», в которой виртуальный мир создается на основе реального.
По мнению Рамы, вещи, которые прогрессивны, внезапны и круты сегодня, будут уже совсем не так прогрессивны завтра.
The Mill много лет работают с новейшими технологиями виртуальной и дополненной реальности и сотрудничают с крупными клиентами. Например, агентство разрабатывало AR проект для Facebook.
Сейчас для VR-проектов в агентстве активно используется технология Magic Leap. Рама участвовал в создании игры в бейсбол от первого лица на этой платформе. Игроком был известный бейсболист Брюс Харпер. Его потрясла реалистичность самого себя и своего стиля, когда он сыграл в разработанную The Mill игру.
Потрясающий проект Strata визуализирует биометрические данные человека в удивительные образы и помогает научиться контролировать дыхание и сердцебиение. Это новый способ медитации, где прогресс можно оценить визуально: успокаиваясь, вы поднимаетесь выше и выше в небо в одном из 7 миров игры.
C помощью биометрии Рама делал арт-проекты годами, они уникальны, каждый момент, как каждый человек или бит информации, который их создает. Таков проект Dazer — полная замена физическому визуальному оформлению на концертах, реагирующая на звук.
Проект Reeps One — искусственный интеллект, который создает битбокс-импровизацию вместе с музыкантами и способен на битбокс-батл с живым исполнителем, визуализацию ритма в причудливых прекрасных 3D формах.
«Лучшее, что можно сделать с аудиторией, сделать её снова детьми, дать почувствовать тот восторг и эмоции, когда они были маленькими и мир вокруг был удивительным». В смешанной реальности для Рамы важен мониторинг игрой состояния и эмоций, фидбэк: «Я хочу, чтобы мои игры делали меня лучше».
Рама считает, что креативность — это объединение вещей. Главный вопрос для него: «Что если..?» Как можно объединить вещи?
Рама заявляет: «Я — дилетант».
Cмешанная реальность изменит повседневную работу, игры, развлечения, это огромное поле для экспериментов. Уже сейчас доступны технологии, о которых несколько лет назад мы могли только мечтать. Смешанная реальность уже доступна не только с помощью телефона или очков, но и контактных линз. Качество картинки пока оставляет желать лучшего, но это уже реальность, наступившее завтра.
Люк Хайман.
Дизайн всего для всех
Люк Хайман (Luke Hayman) — партнер в Нью-Йоркском офисе одного из старейших и уважаемых мировым дизайнерским сообществом агентств, Pentagram, рассказывал, как устроена работа и отношения в компании и кейсах: от сотрудничества с группой The National, ребрендинга специализированного журнала о неврологии Continuum, многолетнего сотрудничества с фестивалем Archtober, создания новой айдентики для нью-йоркских парков, до последнего ребрендинга Мастеркард. Последний проект был упомянут лишь вскользь :)
Несмотря на всемирную известность Pentagram, у них относительно небольшой штат и при работе над проектами они предпочитают коллаборативный подход.
Я поговорила с Люком после выступления и выяснила, что при вовлеченности всей команды в креативный процесс и небольшом штате, в агентстве есть четкое разделение зон ответственности для каждого. Проекты клиентам презентует только арт-директор — человек, который знает проект от и до. Менеджер проекта в Pentagram отвечает только за коммуникацию между исполнителями и клиентом и течение выполнения проекта.
Кроме серьезных и крупных заказов агентство занимается бесплатными проектами по собственной инициативе, для друзей или просто воплощают интересные им идеи. Люк считает, что важно заниматься такими вещами — они помогают не выгорать, разбавляют ежедневную рутину, развивают и, в конце концов, это весело. Таких проектов ребята делают около 10% в год от общего количества работы. «Это наше агентство, мы делаем, что хотим», — говорит Люк.
Так, Pentagram сделали ироничную работу о Нью-Йорке. На постере, с которого все началось, город представлен островом, отрезанным от всей страны, как отдельное государство. Даже разработали дизайн паспорта и валюту для Республики Нью-Йорк.
Агентство разработало проект парка в индустриальном районе Вилльямсбурга, с минимальными изменениями ландшафта. Территорию там занимают огромные цистерны, которые решили не убирать, а использовать как арт-объекты. В результате емкости планируется раскрасить, добавить к ландшафту растения и яркие цвета, стильные паттерны и обустроить комфортную для отдыха среду между этими гигантскими сооружениями. Мысль поработать над территорией Maker Park команде подбросил один из друзей, который живет в лофте неподалеку.
Идея работы Люка и агентства: «Everybody deserves a thoughtful design» — «Каждый заслуживает вдумчивого дизайна».
Кен Кейто.
Не имеющий границ
«Люди хотят понимать, кто вы, во что вы верите и то, во имя чего действуете, фундаментально. Также вам нужно показывать эти вещи другим. Сейчас в мире это называется брэндом».
Легенда брендинга, Кен Кейто (Ken Cato), в индустрии с 70-х. Агентство Cato Brand Partners за время существования работало с огромным количеством больших и маленьких компаний на пяти континентах. С особой привязанностью агентство сотрудничает с клиентами из авиабизнеса. На их счету — брендинг для перевозчиков Air India, Quantas, Pluna, аэропортов Dubai Airports, Wellington Airport.
Кейс для Веллингтонского аэропорта получил очень непосредственный и трогательный дизайн. По ограничениям заказчика, больших изменений в оформление и навигацию интерьеров и экстерьеров вносить было нельзя.
Идея буквально витала в воздухе. Аэропорт Веллингтона в Новой Зеландии — очень маленькое ветреное место, где моментально сдувает шляпы и волосы развеваются на ветру. Из аэропорта летает не так много рейсов, зато ветер там дует во всех направлениях. Эту особенность агентство использовало, как основу для бренда, придумав слоган «Дикий сердцем» и немного хулиганскую айдентику.
«Брендинг чертовски очевиден. Если у тебя есть айдентика, жизнь становится гораздо проще», — цитирует Кен бизнес-гуру Тома Питерса.
В работе с BenQ нужно было создать бренд, который бы отличался от шести топовых конкурентов, у которых был почти идентичный брендинг, вплоть до оттенков голубого. Нужно было выделиться, так BenQ получил свой фиолетовый цвет, легкий образ разноцветной бабочки и паттерн в виде печатных точек. Для китайского рынка результат был идеальным. Для других стран потребовалась адаптация: в Италии стенды BenQ на выставке были оформлены в пастельных оттенках фиолетового или лилового, вместо китайских красного, оранжевого и других ярких красок.
В работе с крупнейшим аэропортом мира — в Дубае, перед агентством стояла задача создать глобальный стиль, при этом не потеряв идентичность арабской культуры. Об этом проекте Кен говорит: «Мысли масштабно, твои клиенты уже делают это».
Для Air India понадобился особый подход. Знак компании был разработан в 20—30х годах, и за это время стал очень узнаваем и привычен, как домашние тапочки. Индия — самая сложная с точки зрения культуры страна, где Кен когда либо работал. «Понимать различия, действовать с позиции общностей», — таким был подход агентства в работе над этим кейсом.
Красный в Индии — страстный, яркий, один из доминирующих цветов в стране. Цвет играет важную роль, вся Индия расцвечена сари, яркими росписями и цветными порошками на Холи. Не менее важен орнамент: паттерны в разных частях страны — очень разные по геометрии и строятся по своим правилам. Поэтому основой ребрендинга стала идея единого узора страны ярко-красного цвета.
«Лучший результат будет, если обе стороны доверяют друг другу», — считает Кен. В работе с клиентом из Китая доверие было построить сложнее, чем когда-либо, однако проект не только удался, но и приобрел бОльшие масштабы, чем планировалось.
Агентство Като взялось за проект ребрендинга для крупного предпринимателя из Китая. Кен и его клиент, владелец фабрики по производству меда и продуктов пчеловодства, популярного в Китае лекарства от диабета, не говорили на каком-то общем языке, общались исключительно через переводчиков. Это не помешало искренней симпатии, пониманию между ними.
Перед тем, как приступить к проекту, Кен начал изучать мед, пчел, их жизненные циклы и особенности.
Для фирменного знака дизайнеры нарисовали сначала одну огромную пчелу из растительного узора, на этом не остановились и в итоге получилось 70 насекомых разных цветов, материалов и фактур.
Полосы на телах пчел неравномерны, это свойство использовали в создании текстур, золотых с чёрным, жёлтых с оранжевым. Мед кристаллизуется и этот процесс послужил прообразом сложной снежинки из растительных элементов.
На этой основе дизайнеры компании Кена создали айдентику для лекарств.
Кроме айдентики Кен поработал над экстерьером фабричного комплекса и даже построил на территории подземный музей по собственному уникальному проекту: лестницы сделали похожими на крылья и лепестки цветов, внутри — узкий спуск в музей по спирали, чтобы имитировать ощущение пчелы, попадающей в улей.
«Делать дизайн сейчас можно так, чтобы кроме функций затрагивать ощущения и чувства. Дизайн — это история».