png png
к ленте

Потенциал цифровизации грузовых авиаперевозок

Февраль'25

Привет, меня зовут Павел Мелдажис, я аккаунт-директор в команде разработки Ареал. В основном работаю с проектами в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания. Помогаю компаниям выстроить цифровую коммуникацию с клиентами и партнерами.

Большинство наших проектов — личные кабинеты для клиентов мультимодальных, железнодорожных, морских перевозчиков и экспедиторов: FESCO, Рускон, ПГК, Логопер, Логистика1520, ТрейдТранс.

Косвенно, в том или ином проекте, я касался грузовых авиаперевозок и работы терминалов. На мой взгляд, это направление с низким уровнем клиентской цифровизации, но большим потенциалом.

Чтобы понять, как реализовать этот потенциал, в статье я постараюсь ответить на вопросы:

  • Какие цифровые системы в области грузовых авиаперевозок развиты в мире?
  • Как устроены внутрироссийские авиаперевозки?
  • Какие возможности участников грузоперевозки могут быть оцифрованы? Какой иностранный и межотраслевой опыт можно перенять?
  • Кто в перспективе может стать движущей силой цифровизации?

Мировой опыт

Если посмотреть на опыт иностранных грузовых авиаперевозок, то серьезную часть рынка занимают цифровые системы-агрегаторы. Например, WebCargo, CargoOne, CargoAI. Они работают по принципу популярных сервисов по покупке жд или авиабилетов. То есть грузоотправителям свободно доступны актуальные предложения авиакомпаний, в этой же системе отправители следят за исполнением перевозки, обмениваются документами, выбирают дополнительные услуги и так далее.

Подтверждает развитие агрегаторов на мировом рынке августовский цифровой отчет по авиаперевозкам Webcargo. Процент авиакомпаний, которые предлагают услуги электронного бронирования на сторонних платформах, вырос с 3% до 40% за последние 4 года (в расчетах участвовали компании, на которые приходится 70% мировых грузоперевозок). Другими словами, почти половина авиакомпаний не просто доверяет продажу своих билетов внешним сервисам, но и технические обеспечивает процесс расчета и букирования.

Для развития агрегаторов недостаточно запустить платформу, необходимо откуда-то забирать данные авиакомпаний и остальных участников перевозки. Как правило источником информации для ресурса является:

  • Глобальная стандартизированная платформа, куда авиаперевозчики передают данные о своих перелетах. Например, в случае с WebCargo — интеграция с GDS. Global Distribution Systems — международная система бронирования со стандартизированным форматом, созданным Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).
  • API, через которое агрегатор напрямую взаимодействует с авиакомпаниями. Этот подход называется New Distribution Capability (NDC), он обеспечивает актуальность стоимости и наличия рейса в моменте. Например, система CargoOne работает на базе NDC.

Внутрироссийский опыт

На внутрироссийском рынке грузовых авиаперевозок пока нет сервисов-агрегаторов, как и глобальной платформы данных. Поэтому процесс оформления перевозки выглядит немного сложнее, чем зайти в систему и оформить заказ:

  • Отправитель запрашивает котировку у агента, возможно авиакомпании, но намного реже. Сайты обоих не всегда удобны и часто не содержат актуальной информации.
  • Агент считает перевозку с несколькими авиакомпаниями, смотрит стоимость услуг карго-терминала.
  • Агент и грузоотправитель согласуют стоимость, заключают типовой договор, оформляют заявку на перевозку.
  • Агент бронирует все необходимое для перевозки.
  • Отправитель в процессе подготовки и непосредственно перевозки обращается к карго-терминалу за разъяснениями правил, документами, пропусками и по другим вопросам.
  • Терминал принимает груз.
  • Авиакомпания его перевозит.
  • Грузоотправитель решает таможенные вопросы.
  • Грузоотправитель общается с грузополучателем.

Общение на всем пути происходит по телефону, через почту, мессенджеры. Общая система — вопрос времени.

Что агент или авиакомпания могут сделать сейчас, чтобы подготовиться к неизбежному переходу? Или стать системой первопроходцем? Ответ — работать над формализацией и оцифровкой процесса авиационной грузоперевозки. То есть «причесать» и по возможности перенести в онлайн алгоритм, описанный выше. Это будет преимуществом в будущем, так как отлаженные цифровые процессы легче интегрировать в электронную систему, чем от таблиц, звонков и писем перейти к онлайн взаимодействию.

pavel-meldazhis
Павел Мелдажис
аккаунт-директор проектов ТЭО
Авиакомпании могут напрямую сотрудничать с грузоотправителями, но это бывает редко. Цифровые возможности, которые клиентам может предоставить и авиакомпания, и агент, будут одинаковыми. В рамках статьи нет смысла их разделять. Поэтому для удобства я буду говорить только про агентов, но в уме мы держим, что все сказанное релевантно и для авиакомпаний, которые напрямую работают с грузоотправителями.

Цифровые возможности

Первым шагом в цифровизацию может стать внедрение личного кабинета, который закроет задачи грузоотправителя, получателя и терминала. На основе опыта в логистике, экспресс-бенчмарка терминалов и компаний, обзора зарубежных систем я поделюсь гипотезой, какие онлайн-возможности лучше предусмотреть для каждой стороны.

Цифровые возможности для грузоотправителя

Рассчитать и выбрать ставку

Клиенту важно здесь и сейчас получить ответ на вопрос «Когда и за какую финальную цену я могу отправить свой груз?». С этой задачей оптимальнее всего справляется калькулятор, который с учетом специфики груза (опасный груз, животные, генеральные и т.д.) предоставит расписание подходящих рейсов и стоимость перевозки за кг/объем.

Посмотрим как реализован подбор ставки в западных сервисах-агрегаторах.

WebCargo

Решение от Freightos. Компания хорошо известна мультимодальным перевозчикам по Балтийскому индексу или FBX (Freightos Baltic Index), а авиаперевозчикам по индексу авиаперевозок (FAI — Freightos Air Index), запущенному в 2021 году.

«Фишки» цифровой платформы WebCargo:

  • Динамическое ценообразование.
  • Интеграция с международной системой бронирования GDS.
  • Готовые интеграции с TMS для обеспечения «нативного» построения цепочек.
  • Компактные интерфейсы, много цветового кода.
  • Быстрый фильтр по лучшей цене, лучшему сроку.
  • Акцент на цене за килограмм.
CargoOne

Платформа для онлайн бронирования перевозок. Использует подход New Distribution Capability (NDC), то есть бронирование, просмотр цен, взаимодействие напрямую с авиакомпанией через API.

CargoOne идут в сторону полной транспортной цепочки, поэтому на сайте можно заказать первую и последнюю мили.

Интерфейсы более простые и плоские, информативно понятные. Варианты перевозки реализованы через карточки.

CargoOne
CargoAI

Молодое решение, которое помимо прямого взаимодействия с авиакомпаниями, пытается спрогнозировать и предложить цену с учетом конъюнктуры рынка. Сервис предлагает много вариаций перевозок с точки зрения даты и времени, они показаны в рамках календаря.

CargoAI

Оформить перевозку

Оформление через заявку может быть полностью оцифровано. Например, FESCO специально переключают подачу заявки на сайт, чтобы процессы происходили сразу в оговоренном алгоритме и цифровом режиме. У менеджера освобождается время на другие задачи.

Особенности онлайн букинга, которые нужно учесть:

  • Максимально простая, понятная, информативная и достаточная для старта перевозки заявка, разделенная по шагам.
  • Формы с масками и подсказками, которые появляются при заполнении.
  • Сохранение данных, введенных пользователем в форму, в фоне, чтобы при перезагрузке страницы не пришлось заполнять заявку заново.
  • Функция повтора заявки, так как это частый кейс.
  • Доступность с мобильного телефона основных возможностей системы.
  • Подтверждение заявки через простую электронную подпись (смс, телеграм).
FESCO

Можно пойти чуть дальше и перенести в онлайн предоплату. То есть выставлять счет через ЭДО и считать оплату подтверждением заказа. Онлайн оплата используется даже при отправке юридическим лицом с корпоративных банковских карт.

UTG Express

Отправить груз

Для грузоотправителя на этом этапе важно понимать, какие действия нужно совершить для отправки, какие документы подготовить. В цифровой системе такие задачи закрывают четкие, простые инструкции и обмен документами.

1. Груз:

  • Как подготовить груз к перевозке?
  • Как правильно упаковать и маркировать груз?

    Опубликовать пошаговые указания, полезные ссылки, фото, видеоматериалы. Эти данные могут находиться на детальной странице заявки. Если есть возможность продать дополнительные услуги упаковки и маркировки, то их можно включить в форму букинга. А также оставить клиентам возможность заказать услуги после оформления перевозки.

2. Документы:

  • Какие данные и документы необходимы для оформления накладной? (AWB)
  • На перевозку каких грузов необходимо оформить разрешение? (фито-санитарные, опасные грузы)
  • Как работать с таможенным оформлением и оплатой пошлин?
  • Как и где застраховать груз?

    Дать возможность загружать сопроводительные документы или обмениваться ими. Интегрировать ЛК с сервисами, которые выдают документы, если это возможно. На этапе формирования заявки предложить дополнительные услуги по оформлению документов.
Документы

3. Терминал:

  • Есть ли возможность забрать груз из пункта на терминале?
  • Как и где заказать пропуск на терминал?
  • Как груз принимают на терминале?

    Оформить подсказки на таймлайне процесса перевозки. Интегрировать систему с сервисами терминалов.

Цифровые возможности для грузополучателя

Задачи грузополучателя:

  • Отслеживать статус рейса, груза, чтобы понимать, когда прилетают самолеты.
  • Мониторить процесс разгрузки или можно ли заказать услугу кросс-докинга.
  • Видеть сканы документов.

Для решения задач получателю достаточно иметь доступ к существующему личному кабинету, например, по ссылке к нужным разделам или через отдельную роль «Грузополучатель» с ограниченными правами. Либо на первых этапах выдавать информацию по номеру авианакладной.

К каким данным должен быть открыт доступ:

1. Трекинг.

  • Статусы рейса/груза. Удобная реализация — линия маршрута с реперными точками, статусами, датами и действиями, которая заполняется цветом по мере доставки груза.
  • Сканы документов. Помогут в таможенном оформлении или подтверждении промежуточного статуса для промежуточной оплаты.
Fesco Tracking Service

2. Хранение на терминале.

  • Время бесплатного хранения. Например, в системе Шереметьево-Карго наглядно показано, когда заканчивается бесплатный период, есть ли возможность продления и цена.
Шереметьево-Карго
  • Операции с грузом на терминале. Детальные статусы, фото. Реализуется на детальной странице заявки.
Операции с грузом на терминале

Если к личному кабинету подключены таможенные представители и терминалы, можно расширить онлайн-возможности грузополучателя:

1. Таможенная очистка:

  • Калькулятор таможенных платежей и услуг таможенного представителя.
  • Обмен документами и их дозапрос. То есть реализовать не только список документов, но и возможность для таможенного представителя оставляет комментарии относительно их корректности.
  • Информирование о событиях, статусе таможенных процедур.
Операции с грузом на терминале

2. Заказ пропуск на терминал.

Заказ пропуск на терминал

3. Оформление доверенности на получение груза. Например, в Шереметьево-Карго реализована удобная онлайн форма с указанием полномочий, автоматической отправкой в ЭДО на подпись.

Шереметьево-Карго

4. Оплата услуг терминала. В том числе формирование счета по накладной и отправка его в ЭДО.

1/

Цифровые возможности для агента

В работе агент общается с карго-терминалом, грузоотправителем и получателем. Процессы, которые можно оцифровать в коммуникации с отправителем, получателем уже описаны раньше.

Самому же агенту в своих внутренних процессах важно:

  • Понимать статус взаиморасчетов с терминалом, а именно баланс — пополнения, списания, остаток. Может быть реализовано как таблица взаиморасчетов с вынесенными наверх карточками по основным показателям (дебет, кредит и т.д.).
  • Заказать у терминала авансовый счет. Как пример, заказ счетов есть в Шереметьево-Карго. Аналогичную функцию мы реализовали в некоторых своих проектах.
Акт сверки

Саммари

В итоге личный кабинет с описанными функциями решит базовые задачи участников перевозки:

1. Грузоотправитель.

  • задачи:
    1. отправить груз по оптимальной цене в кратчайшие, прогнозируемые сроки;
    2. иметь доступ в режиме одного окна к информации о своем грузе и быть осведомленным о следующих шагах на всем пути перевозки.
  • функции:
    1. калькулятор ставки;
    2. онлайн-букинг;
    3. реестр заявок;
    4. трекинг.

2. Грузополучатель.

  • задачи:
    1. следить за статусом перевозки;
    2. получить понятную инструкцию на терминале — как оформить документы, забрать груз или заказать его доставку до склада.
  • функции:
    1. трекинг;
    2. реестр заявок;
    3. детальная информация по заявке;
    4. обмен документами;
    5. коммуникация с терминалом;
    6. таможенная очистка

3. Агент.

  • задачи:
    1. повысить объем продаж за счет более простого клиентского входа и лучшего клиентского сервиса;
    2. сократить издержки на информирование и консультирование грузоотправителей в процессе подготовки к перевозке и её исполнения;
    3. следить за финансовым взаимодействием с карго-терминалом.
  • функции:
    1. онлайн коммуникация с клиентами;
    2. статус взаиморасчетов с терминалом;
    3. заказ авансового счета.

4. Карго-терминал.

  • задачи:
    1. сократить до минимума количество ошибок и нештатных ситуаций из-за неточного исполнения инструкций по отправке, растаможке и приемке груза грузоотправителями;
    2. увеличить объем дополнительно оплачиваемых услуг.
  • функции:
    1. онлайн-платформа для работы напрямую с грузоотправителями и грузополучателями.
Распределение функций

Роль карго-терминалов как движущей силы

В грузовых авиаперевозках есть константа — каждый грузоотправитель и грузополучатель взаимодействует с карго терминалом при отправке и приемке груза. Не важно, через агентство или напрямую у авиакомпании грузоотправитель заказывает перевозку, он придет в терминал за конкретикой о подготовке груза, перечнем документов, пропуском и прочим, как и грузополучатель. Карго-терминал в свою очередь, обязательно взаимодействует с авиакомпаниями и знает информацию об объеме, расписании перевозок и требованиях напрямую от компаний. Это преимущество терминалы могут использовать для формирования стартовой воронки продаж — то есть становления агентом. Среди карго-терминалов, которые уже организовали при себе агентов, — Шереметьево, Домодедово.

Постепенное подключение авиакомпаний к цифровым системам терминалов соответствует алгоритму внутрироссийских перевозок. В перспективе одна из таких систем может стать агрегатором и привести к появлению глобальной платформы для сбора данных с авиаперевозчиков. Думаю, что именно агенты карго-терминалов могут стать драйверами цифровизации.

Подведем итог

Недавно я выступал на форуме NETWORK CARGO 2024. Доклад был посвящен возможностям цифровизации грузовых авиаперевозок. По словам авиакомпаний и агентов сейчас грузовые перевозки не регламентированы, в отличие, например, от пассажирских. Отсутствие стандартов как внутри компаний, так и в отрасли тормозит развитие онлайна.

Если посмотреть на международные грузовые авиаперевозки, то их процессы более оцифрованы, оптимизированы, стандарты выработаны. Для выбора и оформления перевозки популярны платформы-агрегаторы. В перспективе внутрироссийские перевозки придут к работе в агрегаторах, будь то сторонняя система или платформа, которая вырастет из клиентского онлайн-сервиса агента или карго-терминала.

В любом случае агентам, авиакомпаниям для «снятия сливок» лучше заранее подготовить свои бизнес-процессы к переносу на глобальную платформу. Один из способов — создать свою цифровую клиентскую систему. В процессе создания внутренние процедуры будут стандартизированы, оцифрованы. Когда появится общая платформа таким системам будет достаточно настроить API, чтобы обмениваться информацией с агрегатором.