Итоги исследования: как транспортная отрасль переходит на цифровое взаимодействие с клиентами
Транспортные B2B услуги — консервативный рынок. Работа строится вокруг таблиц, звонков и писем. В отрасли есть свои ретрограды, не готовые переводить клиентов в онлайн, и новаторы, стремящиеся максимально оцифровать клиентский сервис.
Неоднородность рынка дает большой простор для размышлений и выводов. Нам стало интересно составить целостную картину распространения клиентского онлайна, оценить эффективность личных кабинетов. Проследить взаимосвязи решений по личным кабинетам с характеристиками компаний.
В декабре 2022 года мы запустили исследование. 47 компаний приняли участие. Данные собирались через анкету, открытые источники и личные интервью.
Среди респондентов: Волжское пароходство, РусАгроТранс, ТрансСинергия, СТС, 40 футов, ТЛЦ, ФинТранс, Логбокс и другие. Исследование проводилось при поддержке интернет портала Logirus.
Оглавление:
- Срез респондентов
- Результаты исследования
- Наличие личного кабинета
- Обоснование внедрения
- Функции личного кабинета
- Метрики эффективности
- Команда разработки личного кабинета
- Отношение участников перевозочного процесса к личному кабинету
- Взгляд на конкурентов
- Цифровой клиентский сервис помимо личного кабинета
- Влияние 2022 года
- Стратегия на 2023 год
- Итог
Срез респондентов
25% участников — перевозчики, 20% — экспедиторы, 55% — компании, которые предоставляют как услуги перевозчика на собственных и арендованных активах, так и услуги экспедитора.
Преобладание гибридов обусловлено тенденцией, которую отметили некоторые респонденты — рынок смешивается, все больше компаний уходят от работы с одной услугой к закрытию нескольких потребностей клиента. С одной стороны — закономерное развитие и рост, с другой — влияние событий 2022 года. Компании оперативно отреагировали на уход иностранных компаний и нашли возможности закрыть образовавшиеся пустоты.
Результаты исследования
Наличие личного кабинета
19% респондентов уже внедрили личный кабинет. Средний возраст системы 1-5 лет. 50% компаний обновляли кабинет хотя бы раз с момента внедрения. 28% респондентов начали разработку, то есть бюджет выделен, проект реализуется. 6% поставили развитие цифрового клиентского сервиса на паузу. 4% планируют запустить проект. 43% не имеют личного кабинета.
Прослеживается зависимость разработки личного кабинета и профиля компании. 34% компаний-гибридов внедрили или в процессе внедрения личного кабинета. У перевозчиков и экспедиторов 8% и 4% соответственно.
Для перевозчиков потребность в личном кабинете не высока, потому что многие сотрудничают с экспедиторами, а не напрямую с грузоотправителями. А бизнес-процессы экспедиторов сложнее и строятся на личных связях, поэтому оцифровать их трудозатратно и дорого.
Связь с оборотом подтвердилась очевидная:
- Компании с оборотом от 100 млн. до 1 млрд. — 31% имеют или разрабатывают кабинет, 69% не имеют лк.
- Компании с оборотом от 1 млрд. и выше — 56% имеют или разрабатывают кабинет клиента, 44% не имеют.
Из вывода выбиваются компании с оборотом до 100 млн. 60% имеют или внедряют кабинеты, 40% не имеют. Объяснение этой несостыковки — часть компаний используют готовое ПО зарубежного партнера, часть входят в большие холдинги.
Зависимость между штатом компании и запуском личного кабинета не выявлена.
Обоснование внедрения
Основной мотиватор к развитию кабинета — улучшение клиентского сервиса для текущих клиентов.
Второй аргумент — желание сохранить экспертизу при смене сотрудника, масштабировании бизнеса. Отрасль строится на личных контактах, которые неразрывно связаны с человеком. Личный кабинет помогает передать знания, не нарушая связь с клиентом.
Некоторые респонденты замечают, что сейчас вопрос финансовой окупаемости личного кабинета может уходить на второй план, поскольку наличие кабинета — репутационная составляющая, повышение сервиса для текущих клиентов, конкурентное преимущество. Что доказывает и маленький процент компаний, которые поставили разработку на паузу (7%).
Еще одна причина отсутствия детального экономического обоснования — проект начинается с решения конкретной важной здесь и сейчас задачи. Затем проект развивается в полноценную платформу.
Компании, которые погружаются в технико-экономическое обоснование перед стартом проекта, собирают измеряемые с внедрением параметры и переводят их в денежный эквивалент. Окупаемость в среднем рассчитывается на 2-3 года.
Функции личного кабинета
Большинство респондентов сходятся во мнении, что личный кабинет в первую очередь отображает работу внутренних процессов.
Топ задач, которые компании предложили своим клиентам решать онлайн: расчет тарифа, подача заявки на перевозку, трекинг дислокации груза, чат, документы, ЭДО. Более 50% респондентов отметили эти функции, как приоритетные. Это подтверждает наши гипотезы относительно маст хев функций.
Несмотря на то, что четвертую строчку в рейтинге занимает встроенный чат с менеджером, в реальности клиенты предпочитают остаться в привычной среде — мессенджерах. Мобильное приложение или личный кабинет с адаптированными под телефон интерфейсами, закрывают задачу «проинформировать» — узнать текущее состояние перевозки, просмотреть документы.
Несмотря на низкий приоритет чата, кто-то оптимизирует работу. Один респондент отметил интеграцию чата с Телеграмом. Грузоотправитель пишет менеджеру в чате личного кабинета, менеджеру сообщение приходит в телеграм, там же он продолжает общение. Эта доработка позволяет менеджеру постоянно быть на связи.
Чаще компании выбирают адаптировать личный кабинет, а не разрабатывать мобильное приложение — 75% из всех работающих кабинетов.
Компании с мажоритарным процентом больших постоянных клиентов отмечают реализацию API для прямой передачи данных минуя личный кабинет.
Рейтинг функций, которые в первую очередь собираются запускать компании с кабинетом в разработке, повторяет ТОП функций запущенных кабинетов.
100% компаний, которые используют или разрабатывают личный кабинет, делают систему как собственный заказной продукт. Никто не упоминал коробочные решения для цифрового клиентского сервиса.
Метрики эффективности
Самые популярные метрики, по которым определяют производительность личного кабинета: количество поданных через лк заявок, увеличение скорости документооборота. Увеличение прибыли, клиентов, заявок не носит первостепенный характер. По словам респондентов, увеличение финансовых показателей достигается за счет разгрузки менеджеров — они успевают обработать больше заявок.
Команда разработки личного кабинета
Разработка личного кабинета может идти тремя путями:
- Проект развивает команда компании. Её создают с нуля или работают с текущими сотрудниками.
- Проект разрабатывает команда на аутсорсе. Управляет проектом заказчик, сторонние разработчики — только руки.
- Для проекта привлекают внешнюю ит-команду. Она вырабатывает решение, план реализации, предоставит специалистов от менеджеров до архитекторов.
86% компаний с действующим или на стадии разработки личным кабинетом привлекают внешнюю ит-команду для разработки.
Но проект по личному кабинету невозможно отдать на полный консалтинг и сопровождение внешней команде. К разработке привлекаются внутренние ресурсы ит-подразделения, отдела клиентского сервиса, коммерческого подразделения, логистического подразделения.
Среди идеологов проекта, генераторов идей выделяют директоров по ИТ, коммерческих директоров, учредителей.
Отношение участников перевозочного процесса к личному кабинету
Единой тенденции в настрое грузоотправителей нет. Кому-то неудобно, сложно перестроится, разобраться с электронной подписью. Другие же привыкли к личным кабинетам и с удовольствием переходят в онлайн.
От чего может зависеть мнение клиентов:
- Проектирование, дизайна кабинета. Клиентам банально непонятно и неудобно использовать кабинет.
- Популяризация инструмента среди клиентов. Клиенты зачастую не знают о всех возможностях кабинета.
- Специфика бизнеса, портфель клиентов. Большим компаниям, которые постоянно перевозят груз у одного подрядчика, проще работать через менеджера.
Настрой перевозчиков также не единообразен. 17% респондентов не прониклись идеей цифровизации клиентского сервиса по разным причинам: клиенты не заинтересованы, компания небольшая, не хочет ломать привычный алгоритм работы, нет внутренних систем для вывода клиентам информации по перевозкам, тарифам.
Большая часть респондентов высказывали противоположное мнение — они видят перспективу в цифровых инструментах и готовы работать с клиентами.
Взгляд на конкурентов
Кроме запросов клиентов, функциональных заказчиков, источником идей называют конкурентов. Среди наиболее успешных решений выделяют кабинеты от FESCO, ТрансКонтейнер и ПГК.
Цифровой клиентский сервис помимо личного кабинета
Кроме личного кабинета у транспортных компаний встречаются другие форматы онлайн взаимодействия с клиентами. 33% всех опрошенных имеют на сайте форму заявки на перевозки (именно заявку на перевозку, а не форму обратной связи). Из этих компаний 20% не имеют личного кабинета.
13% всех респондентов реализовали калькулятор перевозки на сайте. Из этих компаний 10% не имеют личного кабинета.
Процент онлайн-форм для заявок выше процента калькулятора по понятным причинам. Заявка на перевозку легче в реализации, чем калькулятор со сложной математической моделью.
Исходя из большого процента отсутствия личного кабинета у компаний с заявкой и калькулятором на сайте можно сделать вывод, что они только встали на путь автоматизации касаний клиента с компанией и пока решена только первостепенная задача.
Наличие формы заявки или калькулятора не зависит от услуг и активов компании.
Влияние 2022 года
Респонденты отмечают, что события 2022 года повлияли на разные транспортные компании порой противоположным образом.
Части респондентов ситуация помогла вырасти.
Многие, кто строил свой бизнес на работе с ушедшими игроками рынка или специализировался на одной услуге, закрылись или лишились части клиентского сервиса.
Часть респондентов не видят перспектив в разработке клиентских цифровых сервисов, когда рынок нестабилен.
Стратегия на 2023 год
Прослеживаются общие тенденции в стратегиях компаний:
- искать новые способы, варианты расширения услуг, развивать доступные иностранные направления;
- улучшать сервис текущим клиентам, оптимизируя процесс перевозки.
Компании с запущенным личным кабинетом выделяют наращивание функций и улучшение визуальной и технической стороны цифрового сервиса как важную задачу на 2023 год.
Итог
Кратко вспомним выводы каждого раздела исследования:
- Более половины респондентов внедрили, разрабатывают или задумывались о личном кабинете клиента.
- Компании, которые выступают и перевозчиками и экспедиторами чаще остальных используют личные кабинеты.
- Компании с большим оборотом (от 1 млрд.) чаще выделяют бюджет на создание личного кабинета.
- Основное обоснование внедрения — улучшение клиентского сервиса для текущих клиентов, решение срочной задачи. Долгосрочный аргумент — сохранение экспертизы при масштабировании компании.
- ТОП функции личного кабинета — расчет тарифа, подача заявки на перевозку, трекинг дислокации груза, чат, документы, ЭДО. Они закрывают повседневные задачи клиентов.
- Эффективность личного кабинета измеряют по количеству поданных заявок, увеличению скорости документооборота. Увеличение финансовых показателей — вторичный показатель.
- Нет единого отношения к цифровым клиентским сервисам среди участников перевозочного процесса.
- Среди наиболее успешных решений выделяют кабинеты от FESCO и ТрансКонтейнер.
- Меньше половины респондентов предоставляют своим клиентам подачу заявки и калькулятор на сайте.
- Транспортный рынок смешивается — компании начинают оказывать несколько услуг, выстраивать мультимодальные перевозки.
- Цели на 2023 — расширять услуги, улучшать сервис текущим клиентам, оптимизируя процесс перевозки.
Глубинные интервью подтвердили мнение, которое мы слышали на конференциях и напрямую от компаний — для дальнейшего качественного развития оптимизации недостаточно оперировать данными, которые есть внутри компании, необходимы статистические данные по всем перевозкам внутри и вне страны.