Конференция «Цифровизация транспортной отрасли» 2024
20 июня прошла ежегодная конференция «Цифровизация Транспорта», организованная изданием РЖД-партнер.
В прошлые годы мероприятие было сконцентрировано на изменениях в ИТ-системах РЖД, представители генерального ИТ-подрядчика отвечали на вопросы, провокации и претензии по качеству работы.
Но в этом году Николай Степанович Бузурнюк, главный конструктор ООО «ИНТЭЛЛЕКС», произнес достаточно короткую, но отрезвляющую речь, основной посыл которой: Цифровизация должна быть не ради новых систем, прогрессивных технологий. Её главная ценность — помогать людям на местах перевозить грузы. Она должна решать боли обычных людей. Цифровизация должна быть экономически окупаема.
Второй пункт вызвал бурную дискуссию. Как оценить экономическую эффективность цифровых инструментов? Это реально?
Мне сразу вспомнилось недавнее интервью Анатолия Инчеревского, сервис-менеджера Лаборатории Касперского, смысл которого примерно следующий: Если расчет нужен для галочки, то подогнать и придумать показатели не составит труда. Если расчет делать корректный и объективный, то его действительно не всегда возможно рассчитать полно, но часть цифр все-таки вывести реально. Их может не хватить для принятия решения, но это хоть какие-то цифры. Другой вопрос, что не всегда деньгами можно и нужно измерять, ведь эффекты могут быть маркетинговые, либо с расчетом на очень долгую отдачу. Бизнес, а в России тем более, смотрит на перспективу 2-3 лет, особо продвинутые — на 3-5, вряд ли больше. Цикл жизни программного обеспечения сопоставим с этими временными оценками.
О расчете эффекта и рисков от цифровизации говорили и другие спикеры. Например, Ольга Ефимова, заместителя директора по науке ИЭФ РУТ (МИИТ), в своем докладе «Экономическая оценка ускорения доставки в периметре РЖД».
Ольга предлагает обращать внимание на следующие показатели эффективности транспортной инфраструктуры:
- прямые эффекты от прироста выручки;
- экономия времени в пути;
- повышение безопасности перевозок;
- эффекты агломераций;
- ликвидация инфраструктурных ограничений.
Но у экономического эффекта цифровизации есть обратная сторона — имиджевая. Пример из частной жизни, о котором говорила Ольга: чат-бот в банках или у интернет-провайдеров. Для компаний они очень эффективны, но сильно негативно влияют на индекс удовлетворенности пользователей. Готова ли компания обменять один пункт индекса удовлетворенности на сколько-то процентов автоматизации? Именно этот вопрос должна задавать себе компания при внедрении подобных инструментов.
В контексте эффективности Ольга привела в пример модель «DuPont», которая показывает, насколько эффективно работает собственный капитал для получения прибыли. Согласно этой методике, показатель рентабельности собственного капитала (ROE) раскладывается на составные части. Каждая последующая часть уравнения выражается через предыдущую.
Из плюсов можно отметить:
- опору на бухгалтерскую отчетность;
- учет роста нематериальных активов.
На мой взгляд, это хорошая методология для верхнеуровневой оценки, но вряд ли её можно применить к отдельно взятому проекту. Все же ключевые решения принимаются с подачи группы активистов с большой сферой влияния. Либо на уровне интуиции топ-менеджмента, которую формируют не сколько цифры, сколько его убеждения, мировоззрение, слухи, личные мотивы, харизма выступающего и т.д. Ярко говорящие цифры помогают принять решение, если оно совпадает с желаниями, но точно не определяют решение.
Перейдем от расчетов эффективности к реальным проектам. Для меня самыми запоминающимися были три доклада.
«Создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы РФ (НЦТЛП)», Светлана Воронцова, первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция».
Переход на Национальную цифровую транспортно-логистическую систему позволит нарастить объем перевозок и повысить скорость доставки. Предоставление услуг, в том числе мультимодальных и транзитных, станет более надежными и полным.
Требования для единой платформы уже сформированы и согласованы между заинтересованными участниками: коммерческим и государственным секторами. Сейчас проект на этапе согласования дорожной карты.
«Система управления железнодорожной логистикой на этапе подачи/уборки вагонов под слив нефтепродуктов», Никита Коньяков, руководитель направления по координации железнодорожных поставок ПАО «Газпром нефть».
Стандартный процесс управления выгрузкой вагонов состоит в основном из трудоемкого сбора и анализа информации в отсутствии единого источника данных. Разработанная система автоматизировала процесс от прибытия груженого вагона до отправки порожнего:
- цифровой документооборот с РЖД;
- прогноз прибытия вагонов;
- формирование плана подачи и уборки вагонов;
- мониторинг движения по станции в режиме реального времени;
- мониторинг сводных показателей работы нефтебаз;
- детальный анализ положения по станциям выгрузки с указанием необходимой для принятия решений информации.
Система реализована полностью в вебе с классными визуалом. Дашборды, виджеты, графики — рабочие инструменты для менеджера. Со слов коллег, они активно используются для принятия решений.
«Цифровая трансформация транспортной отрасли: импортозамещение зарубежного программного обеспечения в сфере прогнозирования транспортных потоков», Максим Фадеев, первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры.
Коллеги реализовали первый этап аналитической системы по моделированию пассажирских потоков, и на этом останавливаться не планируют. После прослушанного хочется сказать, что есть ещё классные проекты на Руси.
Существует проблема — транспортные потоки прогнозируются отдельно по видам транспорта без оценки взаимовлияния, что приводит к дорогостоящим ошибкам при проектировании новой инфраструктуры. Причем прогнозы грузопотоков и оценка социально-экономических эффектов от реализации проектов занимают 3-4 месяца.
Центр экономики инфраструктуры поставил перед собой цель создать универсальный инструмент для высокоточного и оперативного прогнозирования транспортных потоков и определения оптимальных параметров новых инфраструктурных проектов. Используя при этом максимально полный и обогащенный массив первичных данных, охватывающий все виды транспорта.
Аналитическая система состоит из трех модулей:
- пассажиропоток;
- агломерация;
- ТПУ и вокзалы.
Этот продукт позволит выполнять полный цикл вычислений, начиная от прогнозирования спроса и заканчивая оценкой финансового результата каждого нового инфраструктурного проекта. Причем не только железнодорожного. Сам процесс расчета сократится с 3-4 месяцев до 1 дня.
Выступления спикеров показали, что в отрасли от цифровизации ждут ощутимой экономической выгоды и решения реальных проблем, с которыми сталкиваются участники транспортного процесса. Поднятые вопросы, обсуждения и представленные кейсы подчеркнули необходимость комплексно подходить к внедрению цифровых решений и анализу потенциально эффективности. Участники конференции сошлись во мнении, что будущее транспорта — за инновациями и эффективной координацией между государственным и частным секторами, что позволит создавать более надежные и быстрые логистические системы.