png png
к ленте

Как спроектировать новую функцию, чтобы клиенты с удовольствием работали в личном кабинете?

Февраль'22

Это вторая статья в серии публикаций о развитии клиентских сервисов для транспортных компаний. В первой Павел Мелдажис рассказал о главных функциях личного кабинета клиента транспортной компании. Сегодня поговорим о процессе проектирования. Как его видит подрядчик и организует клиент.

В этом интервью процесс проектирования обсуждается на примере подачи заявки на перевозку в личном кабинете клиента. Но модель работы можно переложить на создание любого интерфейса даже вне личного кабинета.

Структура и внешний вид интерфейсов не появляются из воздуха. Их база — бизнес-требования. Клиент рассказывает о своих внутренних процессах, пожеланиях, ограничениях, профите от инструмента. А мы, IT-подрядчики, описание на бумаге и проговоренное голосом превращаем в прототип интерфейса.

О формировании требований и процессе прототипирования Павел Мелдажис, руководитель группы корпоративных решений, поговорил с Дмитрием Боханом, руководителем проекта развития личного кабинета ПГК, и Ольгой Завьяловой, ведущим аналитиком команды Ареал.

Павел Мелдажис: Для наглядности о сборе требований и прототипировании мы будем говорить на конкретном примере из конкретной системы. Поэтому сначала пара слов о проекте. Первая Грузовая Компания в сфере железнодорожных перевозок, наверное, известна всем. Ареал и ПГК сотрудничают с 2017 года. За пять лет серьезно обновили личный кабинет, разработали под него мобильное приложение и запустили Мобильный репортер.

Дмитрий Бохан: Системой ПГК Онлайн пользуются более тысячи крупных компаний: НЛМК, Северсталь, Евроцемент и другие. В личном кабинете огромное количество инструментов и функций. Клиент получает информацию о дислокации, она представлена в разных видах: в таблице, на карте с движением вагонов. Можно следить за выполнением своих заявок и финансовыми потоками. Для прогноза прибытия мы используем машинное обучение на основе истории, сезонности и других факторов.

Осмыслять сбор бизнес-требований и прототипирование мы будем на примере подачи заявки на перевозку.

Форма заявки — пять этапов с большим количеством показателей. Детальная информация по маршруту, грузу, объему и графику погрузок, грузополучателях и вагонах.

Проектирование личного кабинета транспортной компании. Форма отправки заявки

Павел Мелдажис: За пять лет в команде проекта появилось много экспертов, привлечены смежные консультанты. Но так было не всегда. Дима, расскажи, с чего все начиналось, с каких людей, как раскачивалась команда?

Дмитрий Бохан: У нас уже существовал личный кабинет, но он требовал обновления. Идея, что клиенты хотят получать более современные решения, похожие на привычные инструменты B2C сегмента, витала в воздухе.

Когда перезапуск кабинета только стартовал, у нас было несколько активистов, они и продвигали проект. Такие люди могут быть и со стороны бизнеса, и со стороны IT. Но IT-блок всегда зависим от бизнеса в крупных компаниях. Соответственно, нужно найти поддержку своей идеи, продукта, показать плюсы от реализации и сильную команду разработки.

Совет № 1. Команда с горящими глазами и внутри компании и со стороны подрядчика, поддержка от бизнеса — двигатель проекта. Для создания рабочего инструмента нужна постоянная активная коммуникация, работа в тандеме. Желаемого результата не будет после одного установочного разговора и месяца работы без общения.

Павел Мелдажис: Как на практике идея конкретного клиентского сервиса формируется? Вы закрываетесь в офисе и брейнстормите, или ты оформляешь идею, привлекаешь кого-то для прототипа?

Дмитрий Бохан: В случае с ПГК Онлайн, в частности с заявкой, руководство компании поставило перед нами задачу — активно продвигать и развивать кабинет. Мы получили сильную поддержку процесса. Затем мы вместе с вами, с Ареал, поэтапно:

  • Мы собрали потребности от бизнеса. Ключевые контактные лица со стороны ПГК рассказали специалистам Ареал о процессе подачи и согласования заявки, потребностях клиентов и компании.
  • Определили перечень функций. Ареал показали предварительное решение — какой интерфейс, функция закроют каждую задачу клиента и ПГК. Как правило это mind map, схема, письменное обоснование.
  • Провели встречи с крупными компаниями и клиентами, которые делают небольшие отправки. Команда проекта проверила на «живых» пользователях кабинета удобство решения. Здесь появились первые наброски прототипа.
  • Подготовили первичный прототип. Ареал на основе материалов всех встреч собрали первый вариант прототипа.
  • Верхнеуровнево оценили проект. Это нужно для понимания сложности задачи и нашей готовности к затратам. На первый взгляд условная таблица может показаться простой в реализации. Но, если копнуть на уровень интеграций, то нужных полей не окажется в системе или они будут не подходящего формата для кабинета. Такие нюансы увеличивают время разработки и стоимость, их важно предусмотреть перед финальным согласованием.
  • Защитили проект. Совместно презентовали проект руководству — прототип, смета, обоснование и перспективы.

Павел Мелдажис: Оля, расскажи, как это происходило с нашей стороны? Как мы формировали, прототип, как проходили встречи?

Ольга Завьялова: Прототип — чаще черно-белая модель интерфейса. Это не дизайн, нет акцента на графическом оформлении, но есть механика, элементы и их взаимодействие. Его функция — продумать и показать, как работает интерфейс, выстроить наиболее понятную для клиента последовательность действий. Мы стараемся создать прототип как можно раньше и продолжать сбор требований, проектирование с готовой моделью. Это лучший способ вовлечь экспертов в обсуждение:

  • Людям нравится оценивать наглядно, а не строить фантазии из объяснения на пальцах.
  • Проще синхронизироваться в обсуждении, указав на кнопку в прототипе, чем объяснять относительно какого объекта она должна располагаться левее или правее. Время на подготовку прототипа компенсируется экономией на обсуждении.
Совет № 2. Прототип должен появиться как можно раньше, это помогает в коммуникации и решении спорных вопросов.

Рождение прототипа происходит по следующему сценарию:

  • Установочная встреча. Обозначаем конечную цель и краткую вводную, определяем подходы к задаче, этапы проекта и планируем следующие встречи. Все участники должны определить уровень своих знаний и понять, как их можно подтянуть. На встрече каждый примеряет на себя роль и «нужность» для команды, это влияет на мотивацию и вовлеченность.
  • Брифинг и брейншторм. Разбираемся в тонкостях бизнес-процесса, генерим и обсуждаем решения на примере первичного прототипа. Таких встреч может быть несколько с разной степенью детализации и разным составом участников. Как правило, даже при полной инновации, хватает двух, трех встреч, чтобы подготовить прототип.
  • Отрисовка прототипа, схем бизнес-процесса и других абстракций. Они помогают заказчику понять: тот ли это инструмент, который он хотел или решение не подходит и нужна полная переделка. В первом случае, работа приобретает конкретную направленность. Во втором, — исключаем одну из возможных концепций.

На практике проект может начаться со второго шага, если клиент точно понимает, чего хочет, имеет наработки от предыдущего подрядчика или согласованное технические задание. В силу погруженности в отрасль мы можем оперативно предложить первичное решение и сразу идти в бой собирать детальные бизнес-требования.

Совет№ 3. Требования для прототипа должны идти от сотрудников компании на разных уровнях и с разными задачами. Так на руках будет целостное представление о бизнес-процессе и понимание, как его перенести в онлайн.

В случае с ПГК мы получили бумажную форму заявки и сразу начали прототипировать.

Проектирование личного кабинета транспортной компании. Прототип заявки

Вариантов интерфейса изначально было несколько, как практически во всех проектах. Они родились в бурной дискуссии с бизнес-экспертами, мы совместно искали варианты сокращения количества полей и упрощения клиентского пути. Например, для некоторых строк ввода появился автокомплит. В бумажной заявке клиент прописывал вручную и станцию отправления, и дорогу, и страну. При этом любая станция находится на определенной дороге, в определенной стране. Поэтому в личном кабинете достаточно указать станцию, а остальные данные подставляются автоматически на основе готовых справочников. Или для удобства восприятия рядом с таблицами появились автоматизированные графики.

Проектирование личного кабинета транспортной компании. Прототип заявки

Обсуждали каждое поле. Кто-то из клиентов ПГК, в силу специфики работы, активно использует одно, кто-то другое. В итоге нашли баланс и оставили оптимальный состав полей. Второстепенные постарались сделать менее заметными, чтобы они не перетягивали внимание. Например, в форме подачи заявки «Пункт отправления» и «Пункт назначения» появляются, если выбран чекбокс «Станция за пределами колеи 1 520». Подавляющее большинство перевозок проходит в пределах колеи 1 520, поэтому поля используются редко. Или «Станция перехода» нужна только если маршрут перевозки пересекает границу РФ, поэтому тоже используется редко.

Проектирование личного кабинета транспортной компании. Маршрут отправки

Один вариант прототипа стал ведущим и пошел в реализацию. Но! Всегда нужно держать в голове, что процесс прототипирования живой, постоянно движущийся вперед. Пришли дизайнеры со своим видением — снова стали актуальными вопросы оптимизации интерфейса. Прошло время с внедрения заявки — опыт использования подсказал новые идеи и выявил дополнительные потребности в справочниках и данных. Или развитие внутренних информационных систем ПГК позволило автоматизировать более сложные процессы. Мы продолжаем искать пути для улучшения.

Совет № 4. Прототип — живой организм, он меняется со временем, приходом новых специалистов, появлением новых задач. Это в порядке вещей.

Павел Мелдажис: У прототипа есть вспомогательные средства?

Ольга Завьялова: Да. Бумажная форма показывает только отправную точку заявки — поля для заполнения. Но у заявки есть жизнь дальше: уточнение, согласование, корректировка, удаление. Причем в цифровом мире заявки идут по пути отличному от бумажного. Обязательные чек-пойнты проходят иначе, это нужно проговорить и зафиксировать. Мы показали жизненный цикл заявки после заполнения на схеме движения документа между системами и учетными записями в зависимости от статуса.

Проектирование личного кабинета транспортной компании. Схема запроса на отказ от заявки
Проектирование личного кабинета транспортной компании. Схема продвижения заявки

Павел Мелдажис: Возвращаясь к вопросу о спорах внутри прототипа. Предположим, что есть диаметрально противоположные позиции дизайнера и проектировщика: например, один говорит, что этапы заполнения заявки должны быть реализованы через степпер, а другой — через страницу с выпадающими разделами. Каждый стоит на своем. Как решаются споры? А главное, кто принимает решение?

Дмитрий Бохан: На любой встрече рождается миллион идей, даже в обсуждении и согласовании кусочка заполнения заявки. Мне, как модератору, требуется всю рабочую группу держать в одном векторе. Если не получается принять окончательное решение, то я «паркую» обсуждение до конца встречи. Возможно, со временем родится ответ, и дилемма будет решена просто. Второй путь — задать вопрос клиенту ПГК «Как вам удобнее заполнять заявку?». Кабинет в первую очередь для клиента, его опыт — оптимальное решение.

Павел Мелдажис: Действительно делаете замеры?

Дмитрий Бохан: Да-да. Много CustDEV-а. Спрашиваем, что хотят видеть пользователи, что изменить. Стараемся привлекать разных клиентов по масштабу, виду РПС, чтобы понять общую потребность, а не узкоспециализированную.

Павел Мелдажис: Я знаю, что вы сравнивали, насколько быстрее заполнять заявку в вебе, чем по старинке. Какие результаты? Дмитрий Бохан: Получилось в 3-4 раза быстрее через личный кабинет. Убирается обмен бумажными документами: сканировать, приложить, отправить. Менеджеру ПГК не нужно вбивать заявку в систему, она сразу туда попадает и идет в работу. Есть возможность полностью скопировать предыдущую заявку, изменив только период. Кроме скорости появляется прозрачность. Клиент видит весь объем поданных документов, статусы, согласованные заявки. Руководству доступна полная картина — сколько запросов по разным направлениям перевозки отправлено, сколько по факту поехало.

Для стратегических решений такая цифровизация в подаче заявки огромный плюс. Например, если менеджер с логистами понимают, что перевозка не оптимальна или не может быть выполнена, то сразу дают клиенту обоснование. В Личном кабинете она всегда доступна, можно посмотреть данные за интересующий промежуток времени.

Совет № 5. Пользователи — главные эксперты в удобстве личного кабинета или его отсутствии, они ежедневно работают в системе. Пусть клиенты участвуют в принятии решений.

Павел Мелдажис: Получается, что есть четыре стадии создания прототипа. Первая — переложить внутренний процесс в цифру, как есть. Вторая — обсудить с бизнесом прототип, упростить и найти оптимальный формат. Третья — аналитика, уточнить у пользователей насколько инструмент удобный.Четвертая — если нужно возобновить общую дискуссию об оптимизации в момент дизайна.

Когда в этом процессе появляются технические специалисты?

Дмитрий Бохан: Когда согласован верхнеуровневый прототип. Технари объясняют, возможно ли реализовать то, что мы спроектировали. Иногда желания расходятся с возможностями. Чем раньше мы поймем ограничивающие факторы, тем проще будет согласовать прототип. Но обычно сразу, как появляется идея, обсуждаются вопросы: есть ли в системе эти данные? В какую систему планируем сохранять? Если ответов нет, то идея дальше не развивается.

Ольга Завьялова: Я описываю эти предварительные технические требования: какую информацию кабинет будет принимать из систем ПГК, какую передавать, какие промежуточные статусы будет запрашивать. На этапе обсуждения задачи с бизнес-экспертами можно получить общие сведения о наличии данных, автоматизированных процессах, потенциальных сложностях. Уже после подготовительной работы мы выходим на обсуждение с техническими специалистами ПГК.

Павел Мелдажис: В какой момент пишется техническое задание?

Ольга Завьялова: ТЗ появляется после полного согласования прототипа и схемы бизнес-процесса. Техническое задание нужно программистам. Прототип всегда презентуется с моим комментарием. Многие особенности реализации бизнес-экспертам очевидны — они понимают задачи и знают историю работы над проектом. А для разработчиков все устные договоренности фиксируются в ТЗ. Его задача — описать внутреннюю логику интерфейсов, переходы между ними, сценарии использования, проверку данных, интеграции, нестандартные случаи, специфику бизнес-логики. То, что на прототипе показать невозможно, а учесть нужно.

Дмитрий Бохан: ПГК-Онлайн разрабатывают минимум две команды. Первая дорабатывает мастер-систему SAP. Вторая, Ареал, занимается макросервисами и поднятием мидпойнтов на стороне личного кабинета. Сложный момент — синхронизировать подрядчиков, избежать потери данных. Все должны быть в курсе доработок обеих систем. Поэтому техническое задание для личного кабинета согласуется с командой SAP. А техническое задание на доработку SAP согласуется с командой Ареал. Нет потерь в обмене знаний.

Совет № 6. Технические особенности нужно продумать во время разработки прототипа. Это поможет на этапе технической реализации не править интерфейсы из-за отсутствия информации.

Павел Мелдажис: Если задача постоянно меняется, появляются новые вводные, корректируются интерфейсы, дизайн, — как подходить к оплате?

Дмитрий Бохан: Важно понять и принять, что личный кабинет — сложная разработка. Мы декомпозируем и разбиваем финансовые затраты на несколько частей. Первая — это основной инструментарий, и последующие — доработки, части поменьше. Соответственно есть бОльшая часть бюджета на главную разработку и несколько запасных частей для доработок в перспективе. В итоге в запланированный изначально бюджет мы укладываемся и получаем работающий инструмент. Так было и с заявкой. Первый шаг — дефолтная возможность подать заявку. Сейчас 70% заявок оформляются онлайн и начинают возникать дополнительные требования. Их реализация, а значит новый виток финансирования, — следующие шаги.

В оплате мы перешли на Time & Material, платим за время сотрудника. Раньше, с фиксированным бюджетом, было проще контролировать разработку и её стоимость. Понятный объем задач, понятный результат. Но эти плюсы перекрывает возможность в формате T&M быть гибкими, быстрее доносить новые функции до клиента, оперативно вносить изменения. Пока при Fix&Price уточняешь ТЗ (никто из сторон не готов фиксировать бюджет за непонятный объем работы), не говоря о длительных процессах согласования в больших компаниях, в формате T&M можно уже запустить первую версию.

Вопрос контроля решают двухнедельные спринты. В конце каждых двух недель подрядчик демонстрирует нам результат и предоставляет отчет по трудозатратам. Вопрос перерасхода решает прозрачность и дисциплина внутри команды разработчиков. Программисты и менеджер проводят ежедневные стендапы. Их главная цель — понять есть ли проблемы с текущими задачами, идем по графику или выбиваемся. Если реальные затраты оказались выше запланированных, мы об этом узнаем в середине спринта, а не на сдаче. Поэтому сможем оперативно поменять стратегию или план. Риски потратить существенно больше оценки или уйти от первоначальной задачи минимальны. Золотое правило Т&М — только после законченной реализации функции начинать новую. У заказчика есть большой соблазн накидать много задач и утонуть в незаконченных сервисах.

Совет № 7. Т&М — отличный выбор для проекта, если готовы все стороны. Заказчик готов выделить время, контролировать, равномерно распределять задачи и своевременно принимать результат. Подрядчик готов предоставить ресурсы, оперативную коммуникацию, быструю оценку обновлений и включение в проект. Т&М даст более быстрый результат и гибкость в изменении сервиса.

Павел Мелдажис: Если подводить итог беседе, то рабочий процесс превращения бизнес идеи в проект удобного интерфейса можно представить так.

На этапе идеи привлекаются активные сотрудники. Они проводят ряд встреч, общаются между собой и с представителями бизнеса на разных уровнях, активно задействуют подрядчика. Из этих евангелистов складывается команда, которая потом «ведет» весь проект. Прототип рождается из встреч и формирования бизнес-требований. Это должно произойти как можно раньше, чтобы участники команды могли предметно обсуждать и критиковать решение. Затем вступают технические специалисты, определяют возможность и сложность реализации прототипа. Дизайнеры вносят правки в продукт с точки зрения удобства для пользователя. Все это завершается контролем реализации со стороны Product Owner и непосредственных пользователей.

Повторим советы:

  • Команда. Важна активность и желание участвовать в судьбе проекта.
  • Прототип. Он должен появится как можно раньше, это помогает в коммуникации и решении спорных вопросов.
  • Требования. Требования для прототипа должны идти от сотрудников компании на разных уровнях и с разными задачами. Так на руках будет целостное представление о бизнес-процессе и понимание, как его перенести в онлайн.
  • Гибкость. Прототип — живой организм, он меняется со временем, приходом новых специалистов, появлением новых задач.
  • Пользователи. Они главные эксперты в удобстве личного кабинета или его отсутствии. Пусть клиенты участвуют в принятии решений.
  • Информация. Технические особенности нужно продумать во время разработки прототипа. Это поможет на этапе технической реализации не править интерфейсы из-за отсутствия информации во внутренней системе заказчика.
  • Оплата. Т&М — отличный выбор для проекта, если готовы все стороны. Заказчик готов выделить время, контролировать, равномерно распределять задачи и своевременно принимать результат. Подрядчик готов предоставить ресурсы, оперативную коммуникацию, быструю оценку обновлений и включение в проект. Т&М даст более быстрый результат и гибкость в изменении сервиса.

В следующей статье мы расскажем о UX/UI дизайне личного кабинета транспортной компании.