Вехи IT-истории и команды Ареал
Летом 2023 года нашей компании исполнилось 20 лет. Вместе с нами рос и менялся интернет. Иван Благовещенский, генеральный директор Ареал, который все 20 лет стоит у руля, вспоминает историю глобального интернета и как с ним переплетается история Ареал.
Эпоха расцвета сайтов
2000 — 2005
- Начинается работа с административными панелями и базами данных, появляются Web Content Management System: Drupal, WordPress, Joomla.
- Яндекс запускает первый российский конструктор сайтов.
- Появляются Утконос, 220 Вольт, Холодильник.ру.
- Распространяются ADSL-модемы, не использующие для подключения телефонную линию. Теперь можно сидеть в сети и не занимать телефон.
- Количество абонентов рунета растет, появляется спрос на сайты не только у крупного, он и у среднего бизнеса. В 2004 размер мировых сделок через Интернет всего лишь 1 миллион долларов. К 2007 году размер мировых сделок — больше 10 миллиардов долларов.
- Обычным людям в РФ стали доступны интернет, сотовые телефоны и КПК. Мы подключались через 56k модемы, баловались перепрошивкой Siemens S35, изучали FreeBSD, играли в Java игры, читали WAP сайты с телефонов, серфили в Netscape Navigator, общались в ICQ и смотрели Масяню.
Параллельно этим событиям, в 2003 году начинается история Ареал. Группа студентов на последних курсах университета под руководством Алексеева Игоря занималась разработкой стартапа — системы контроля доступа в интернет программного шлюза ИКС.
В 2004 году к команде присоединился Юрий Спиридонов и внес огромный вклад на каждом этапе существования компании. Он прошел путь от разработчика, менеджера проектов, системного аналитика к должности исполнительного директора. Юра — мастер на все руки и максимально небезразличный человек.
От региональных проектов к федеральным
2005 — 2007
- ВКонтакте и Одноклассники начинают заменять чаты и форумы.
- Google открывает московский офис.
- Количество партнеров Битрикса составляет 1000. К этому времени на нём Эльдорадо, Ростелеком, Аргументы и факты.
- 1С покупает Битрикс.
- Выходит первый iPhone 2G. В России он не продавался.
В этот период, под руководством Ивана Благовещенского, идеи и концепции системы администрирования ИКС становятся основой для собственной CMS. Выделяется направление Ареал Софт по разработке веб-сайтов — команда из 10 человек. Практически половина из них до сих пор с нами. Мы молоды и рады всему учиться, оттачиваем процессы и набираемся опыта для будущего роста. Делаем все сами: программируем, презентуем, продаем первым клиентам, руководим проектами, набираем персонал. Этому правилу не изменяем и сейчас.
Разработка первого сайта стоила $500, 15 000 рублей по тем временам. Первые зарплаты — пять тысяч рублей в месяц. Проекты были достаточно нестандартны и всегда уводили в более серьезную разработку, нежели просто сайты:
- Система подбора запчастей компании АвтоЛига по каталогам аналогов с загрузкой прайс-листов поставщиков.
- Интернет-магазин итальянских светильников, сделанный полностью на Flash с крутой по тем временам анимацией.
- Контактус — онлайн-консультант на сайт, когда еще не было понятия онлайн-консультантов.
Все наработки бережно собирались в Areal CMS того времени: система управления проектами, управление промо-акциями, создание корпоративных сайтов и торговых каталогов.
В 2007 году знакомимся с директ-маркетинговым агентством ICNX и реализуем сразу несколько крупных совместных промо-проектов для банка Ренессанс и компании DHL. С этого момента Ареал выходит из подросткового периода и готова к покорению столицы и федеральных компаний. Начинается период командировок, выставок и конференций, открытия мира и познания себя.
Первый кризис. Вторая волна CRM
2008 — 2010
- В 2008 году случается финансовый кризис, выход из которого продлился до 2010 года. Поначалу замораживаются многие контракты, однако затем быстро вырастает спрос на корпоративные сайты и торговые каталоги.
- На смену традиционным СМИ и наружной рекламе, компании устремляются в интернет в целях экономии.
- В 2008 году компания 1С-Битрикс покупает у QSOFT Корпоративный портал, который станет основой для будущего Битрикс24.
- Рынок CMS находился в активной стадии консолидации. Разработчики сайтов заканчивали поддержку собственных решений и выбирали из партнерок: 1С-Битрикс, UMI.CMS, Joomla!, Wordpress, Drupal, MODX.
Ареал улучшил собственные стандарты качества, изучил стандарты WCAG и пытается понять нужен ли кому-то мобильный интернет.
В 2009 году мы прекратили поддержку собственной CMS и присоединились к партнерской сети 1С-Битрикс, где быстро вошли в ТОП-25 среди более чем 6000 партнеров по всей России.
Тогда же к команде присоединяется Максим Щенников. Макс максимально неравнодушен ко всему, что связано с цифровой эпохой, вел ЖЖ и Твиттер. Он быстро влился в коллектив и привнес огромный вклад в становление маркетинга и продаж, а в дальнейшем в формирование стиля и стандартов веб-дизайна компании. Прошел путь от менеджера по продажам до коммерческого директора.
На фоне доступности веба, возрождается новый интерес к CRM-системам для малого и среднего бизнеса. В 2009 году Ареал Софт выпустила первую CRM-систему под платформу 1С-Битрикс при поддержке фонда Бортника. Первопроходцем в использовании этой CRM стал третий по размеру капитала Негосударственный Пенсионный Фонд Электроэнергетики.
Спустя год после запуска выйдет версия CRM от 1С-Битрикс и начнется борьба между AmoCRM и Битрикс24 среди SaaS решений. Соревнования для малых CRM-игроков на этом закончились, как это было с CMS. Однако опыт и полученные клиенты позволяют двигаться в новом направлении — бизнес-процессы, корпоративные порталы и личные кабинеты.
Интернет как норма. Адаптивный дизайн. Корпоративные порталы
2010 — 2013
- К 2010 году интернет становится нормой для большинства россиян, проводным интернетом пользуется 79%. Оператор беспроводной связи Yota развивал в России новый стандарт — LTE.
- Смартфоны получили широкое распространение. Требуется адаптация сайтов под мобильные устройства.
- 12 мая 2010 года домен .рф официально делегирован России, заработали первые кириллические адреса.
- В США в конце 2010 года зародилась концепция адаптивного дизайна, впервые термин ввел Итан Маркотом в статье «Responsive Web Design» в мае 2010.
- В декабре 2011 года компания AGIMA выпустила первый в России адаптивный сайт для компании CRT MAYKOR.
- В 2012 мобильные операторы РФ начали строить сети 4G.
- В середине 2013 общее количество заходов на сайты со смартфонов и планшетных компьютеров в мире превзошло количество заходов с обычных ПК и ноутбуков.
В 2012 мы провели ребрендинг — AREALIDEA, digital-агентство полного цикла. Запустили новый сайт. Активно принимали участие во всех ключевых конференциях: RIW, Сайт, EcomExpo, MDDAY. С конференции RIW’11 началось многолетнее сотрудничество с сетью гипермаркетов Глобус.
Сформировалось ядро команды по разработке мобильных приложений. Наработки в дополненной реальности были объединены в единый сервис ARTOUCHER.
Популярными стали заказы интернет-магазинов и различных каталогов. Наши первые проекты в этом направлении:
- Ортека — профессиональная сеть ортопедических салонов.
- Цвет Диванов — интернет-магазин мебели.
Мы развивали разработку порталов, работали над проектами для НПФЭ и Российской Фонд Прямых Инвестиций. Для мебельной фабрики Мария разработали свое первое коммерческое мобильное приложение корпоративной отчетности. Работали с Татфондбанк, Уралсиб, Трансгарант. Сайт Уралсиб признан лучшим в номинации «Торговая марка компании» в конкурсе «Золотой сайт».
Второй кризис. ЭЦП
2014 — 2016
- В 2014 г. построен Северный оптический поток, в результате чего скорость интернета увеличилась до 20 раз, а цены снизились.
- В 2014 г. Правительство приступило к программе устранения «цифрового неравенства». Ростелеком устанавливает точки интернет-доступа в деревнях и сёлах.
- Начался новый кризис, опять заморозки бюджетов. Резкое ослабление российского рубля по отношению к иностранным валютам, вызванное стремительным снижением мировых цен на нефть. Первые экономические санкции против России в связи с геополитикой.
- Рынок интернет-магазинов и корпоративных сайтов быстро консолидировался вокруг крупных участников, количество проектов падает. Объем интернет торговли рос, началась эпоха народных интернет-магазинов.
Мы продолжили развивать сервис дополненной реальности ARTOUCHER, на его базе реализовали проекты:
- онлайн-примерочные брендов Orby, Sapato, Фрамир, Урбаника,
- промо-презентация автомобиля Range Rover Evoque. Становится победителем Apps Awards в номинации «Лучшее коммерческое решение» и занимает второе место в конкурсе «Золотое приложение».
Главные проекты того времени:
- Корпоративный портал для Свеза,РФПИ, Лидер-Инвест.
- Сайты для Аквалор , Хелинорм, Антиадгезин, Штрих-М, Инфинитум, Komatsu, Объединенной Авиастроительной компании.
- CRM-система для Лидер Инвест.
- Мы первыми внедрили электронную цифровую подпись в Битрикс24 для региональной отчетности в корпортале.
Не смотря на кризисный период под руководством Макса Щенникова формируется институт аккаунт-менеджеров со специализацией по направлениям:
- веб-сайт и продвижение
- мобильные приложения
- корпоративные порталы
Аккаунтом последнего стал Павел Мелдажис, который присоединился к команде в 2014 году. Сейчас Паша руководит и развивает наше основное направление — разработка клиентских сервисов для транспортных компаний.
Эпоха конструкторов сайтов
2017 — 2018
- К 2017 году конструкторы сайтов стали повсеместным решением, поэтому создать веб-ресурс самостоятельно стало легко даже без опыта.
Мы сделали упор на создание и модификацию корпоративных и клиентских порталов. Создали центр управления проектами для ФРДВ — Фонда Развития Дальнего Восток, Личный кабинет для юридических лиц появляется у НПФЭ.
В этот период началось наше знакомство с транспортными компаниями и их клиентскими потребностями. Запустили личный кабинет клиента для Первой Грузовой Компании, который сейчас считается одним из лучших в отрасли.
Личные кабинеты. Пандемия
2019 — 2021
- Из-за коронавируса мероприятия и живые встречи отменялись. Бизнес понес убытки. Все перешли в дистанционный формат, чтобы избежать банкротства.
- Спрос на электронные подписи в России вырос в 2,5 раза.
Мы перестроились на формат проектных команд, а не заказных проектов. За две недели в условиях пандемии запустили сервис прямой доставки из гипермаркетов Глобус.
Окончательно сконцентрировали усилия на портальных решениях и личных кабинетах. В фокусе — транспортные компании. Добавили в личный кабинет клиента FESCO возможность заключить типовой договор онлайн. В последствии провели масштабный редизайн и перепроектировали личный кабинет FESCO, разработали мобильное приложение личного кабинета MY.FESCO.
Начали формировать базу готовых приложений ArealToolkit. С её помощью запуск MVP личного кабинета клиента становится быстрее.
Вместе с концентрацией на одном направлении мы отсекли все лишнее и стали Ареал.
Пандемия дала толчок развитию компании. Нашу команду пополнили более 20 новых сотрудников.
Импортозамещение
2022
- Массово закрылись иностранные компании, некоторые сайты прекратили работу в России.
- Бизнес-сайты, сделанные на иностранных конструкторах, потеряли большинство функций. Это дало шанс проявить себя отечественным компаниям.
Мы интегрировались в конференц-среду транспортно-логистической отрасли. Выступили с докладами на межотраслевом саммите Транспорт и инфраструктура, Едином Слете Экспедиторов, конференции ТрансКонт. Перезапуск личного кабинета MY.FESCO получил серебро в номинации «Лучший дизайн интранета» на Tagline Awards 2022.
Чтобы лучше понять отрасль, подтвердить свои гипотезы, мы запустили исследование уровня клиентского сервиса компаний на рынке транспортных услуг.
Объединили все наработки в области цифрового клиентского сервиса и запустили лендинг areal.dev.
Год безопасности
2023
- Positive Technologies в своем исследовании сообщает, что в связи возросшим напряжением в киберпространстве общее количество инцидентов кибератаки значительно увеличилось. Значительное влияние оказывает и рост рынка киберпреступности: злоумышленники расширяют теневой бизнес. Тем временем в связи с массовыми утечками данных появляется возможность проведения атак с использованием скомпрометированной информации о пользователях.
Этот тренд мы почувствовали на себе — впервые столкнулись с угрозой взлома на проекте клиента. Провели аудит безопасности. Стали партнером Ангары и Фланта.
Плотная работа с транспортными компаниями продолжается. Запустили сайт представительства Рускон в Шанхае, работаем над личным кабинетом для клиентов перевозчика. Дорабатываем личные кабинеты ТрейдТранс, Логистика 1520. Завершили исследование цифрового клиентского сервиса в транспортной отрасли.
За 20 лет мы прошли через четыре мировых кризиса, рождение и смерть нескольких рынков разработки, технологий, выпускали свои CMS, CRM, AR, платформенные продукты, сменили несколько направлений работы.
Сейчас Ареал — это 60 сотрудников. Мы остаемся любопытными профессионалами своего дела. Готовы расти, развиваться, узнавать и создавать новое.