png png
к ленте

Вехи IT-истории и команды Ареал

Август'23

Летом 2023 года нашей компании исполнилось 20 лет. Вместе с нами рос и менялся интернет. Иван Благовещенский, генеральный директор Ареал, который все 20 лет стоит у руля, вспоминает историю глобального интернета и как с ним переплетается история Ареал.

Ареал 20 лет

Эпоха расцвета сайтов

2000 — 2005

  • Начинается работа с административными панелями и базами данных, появляются Web Content Management System: Drupal, WordPress, Joomla.
  • Яндекс запускает первый российский конструктор сайтов.
  • Появляются Утконос, 220 Вольт, Холодильник.ру.
  • Распространяются ADSL-модемы, не использующие для подключения телефонную линию. Теперь можно сидеть в сети и не занимать телефон.
  • Количество абонентов рунета растет, появляется спрос на сайты не только у крупного, он и у среднего бизнеса. В 2004 размер мировых сделок через Интернет всего лишь 1 миллион долларов. К 2007 году размер мировых сделок — больше 10 миллиардов долларов.
  • Обычным людям в РФ стали доступны интернет, сотовые телефоны и КПК. Мы подключались через 56k модемы, баловались перепрошивкой Siemens S35, изучали FreeBSD, играли в Java игры, читали WAP сайты с телефонов, серфили в Netscape Navigator, общались в ICQ и смотрели Масяню.
Ареал 20 лет

Параллельно этим событиям, в 2003 году начинается история Ареал. Группа студентов на последних курсах университета под руководством Алексеева Игоря занималась разработкой стартапа — системы контроля доступа в интернет программного шлюза ИКС.

Ареал 20 лет
Фото 2004 года в первом офисе на Гипродвигателе. Крайний справа — Иван Благовещенский

В 2004 году к команде присоединился Юрий Спиридонов и внес огромный вклад на каждом этапе существования компании. Он прошел путь от разработчика, менеджера проектов, системного аналитика к должности исполнительного директора. Юра — мастер на все руки и максимально небезразличный человек.

Ареал 20 лет

От региональных проектов к федеральным

2005 — 2007

  • ВКонтакте и Одноклассники начинают заменять чаты и форумы.
  • Google открывает московский офис.
  • Количество партнеров Битрикса составляет 1000. К этому времени на нём Эльдорадо, Ростелеком, Аргументы и факты.
  • 1С покупает Битрикс.
  • Выходит первый iPhone 2G. В России он не продавался.

В этот период, под руководством Ивана Благовещенского, идеи и концепции системы администрирования ИКС становятся основой для собственной CMS. Выделяется направление Ареал Софт по разработке веб-сайтов — команда из 10 человек. Практически половина из них до сих пор с нами. Мы молоды и рады всему учиться, оттачиваем процессы и набираемся опыта для будущего роста. Делаем все сами: программируем, презентуем, продаем первым клиентам, руководим проектами, набираем персонал. Этому правилу не изменяем и сейчас.

Ареал 20 лет

Разработка первого сайта стоила $500, 15 000 рублей по тем временам. Первые зарплаты — пять тысяч рублей в месяц. Проекты были достаточно нестандартны и всегда уводили в более серьезную разработку, нежели просто сайты:

  • Система подбора запчастей компании АвтоЛига по каталогам аналогов с загрузкой прайс-листов поставщиков.
  • Интернет-магазин итальянских светильников, сделанный полностью на Flash с крутой по тем временам анимацией.
  • Контактус — онлайн-консультант на сайт, когда еще не было понятия онлайн-консультантов.

Все наработки бережно собирались в Areal CMS того времени: система управления проектами, управление промо-акциями, создание корпоративных сайтов и торговых каталогов.

В 2007 году знакомимся с директ-маркетинговым агентством ICNX и реализуем сразу несколько крупных совместных промо-проектов для банка Ренессанс и компании DHL. С этого момента Ареал выходит из подросткового периода и готова к покорению столицы и федеральных компаний. Начинается период командировок, выставок и конференций, открытия мира и познания себя.

Ареал 20 лет

Первый кризис. Вторая волна CRM

2008 — 2010

  • В 2008 году случается финансовый кризис, выход из которого продлился до 2010 года. Поначалу замораживаются многие контракты, однако затем быстро вырастает спрос на корпоративные сайты и торговые каталоги.
  • На смену традиционным СМИ и наружной рекламе, компании устремляются в интернет в целях экономии.
  • В 2008 году компания 1С-Битрикс покупает у QSOFT Корпоративный портал, который станет основой для будущего Битрикс24.
  • Рынок CMS находился в активной стадии консолидации. Разработчики сайтов заканчивали поддержку собственных решений и выбирали из партнерок: 1С-Битрикс, UMI.CMS, Joomla!, Wordpress, Drupal, MODX.

Ареал улучшил собственные стандарты качества, изучил стандарты WCAG и пытается понять нужен ли кому-то мобильный интернет.

В 2009 году мы прекратили поддержку собственной CMS и присоединились к партнерской сети 1С-Битрикс, где быстро вошли в ТОП-25 среди более чем 6000 партнеров по всей России.

Тогда же к команде присоединяется Максим Щенников. Макс максимально неравнодушен ко всему, что связано с цифровой эпохой, вел ЖЖ и Твиттер. Он быстро влился в коллектив и привнес огромный вклад в становление маркетинга и продаж, а в дальнейшем в формирование стиля и стандартов веб-дизайна компании. Прошел путь от менеджера по продажам до коммерческого директора.

Ареал 20 лет

На фоне доступности веба, возрождается новый интерес к CRM-системам для малого и среднего бизнеса. В 2009 году Ареал Софт выпустила первую CRM-систему под платформу 1С-Битрикс при поддержке фонда Бортника. Первопроходцем в использовании этой CRM стал третий по размеру капитала Негосударственный Пенсионный Фонд Электроэнергетики.

Ареал 20 лет

Спустя год после запуска выйдет версия CRM от 1С-Битрикс и начнется борьба между AmoCRM и Битрикс24 среди SaaS решений. Соревнования для малых CRM-игроков на этом закончились, как это было с CMS. Однако опыт и полученные клиенты позволяют двигаться в новом направлении — бизнес-процессы, корпоративные порталы и личные кабинеты.

Интернет как норма. Адаптивный дизайн. Корпоративные порталы

2010 — 2013

  • К 2010 году интернет становится нормой для большинства россиян, проводным интернетом пользуется 79%. Оператор беспроводной связи Yota развивал в России новый стандарт — LTE.
  • Смартфоны получили широкое распространение. Требуется адаптация сайтов под мобильные устройства.
  • 12 мая 2010 года домен .рф официально делегирован России, заработали первые кириллические адреса.
  • В США в конце 2010 года зародилась концепция адаптивного дизайна, впервые термин ввел Итан Маркотом в статье «Responsive Web Design» в мае 2010.
  • В декабре 2011 года компания AGIMA выпустила первый в России адаптивный сайт для компании CRT MAYKOR.
  • В 2012 мобильные операторы РФ начали строить сети 4G.
  • В середине 2013 общее количество заходов на сайты со смартфонов и планшетных компьютеров в мире превзошло количество заходов с обычных ПК и ноутбуков.

В 2012 мы провели ребрендинг — AREALIDEA, digital-агентство полного цикла. Запустили новый сайт. Активно принимали участие во всех ключевых конференциях: RIW, Сайт, EcomExpo, MDDAY. С конференции RIW’11 началось многолетнее сотрудничество с сетью гипермаркетов Глобус.

Ареал 20 лет

Сформировалось ядро команды по разработке мобильных приложений. Наработки в дополненной реальности были объединены в единый сервис ARTOUCHER.

Популярными стали заказы интернет-магазинов и различных каталогов. Наши первые проекты в этом направлении:

  • Ортека — профессиональная сеть ортопедических салонов.
  • Цвет Диванов — интернет-магазин мебели.

Мы развивали разработку порталов, работали над проектами для НПФЭ и Российской Фонд Прямых Инвестиций. Для мебельной фабрики Мария разработали свое первое коммерческое мобильное приложение корпоративной отчетности. Работали с Татфондбанк, Уралсиб, Трансгарант. Сайт Уралсиб признан лучшим в номинации «Торговая марка компании» в конкурсе «Золотой сайт».

Второй кризис. ЭЦП

2014 — 2016

  • В 2014 г. построен Северный оптический поток, в результате чего скорость интернета увеличилась до 20 раз, а цены снизились.
  • В 2014 г. Правительство приступило к программе устранения «цифрового неравенства». Ростелеком устанавливает точки интернет-доступа в деревнях и сёлах.
  • Начался новый кризис, опять заморозки бюджетов. Резкое ослабление российского рубля по отношению к иностранным валютам, вызванное стремительным снижением мировых цен на нефть. Первые экономические санкции против России в связи с геополитикой.
  • Рынок интернет-магазинов и корпоративных сайтов быстро консолидировался вокруг крупных участников, количество проектов падает. Объем интернет торговли рос, началась эпоха народных интернет-магазинов.

Мы продолжили развивать сервис дополненной реальности ARTOUCHER, на его базе реализовали проекты:

  • онлайн-примерочные брендов Orby, Sapato, Фрамир, Урбаника,
  • промо-презентация автомобиля Range Rover Evoque. Становится победителем Apps Awards в номинации «Лучшее коммерческое решение» и занимает второе место в конкурсе «Золотое приложение».
Ареал 20 лет

Главные проекты того времени:

Не смотря на кризисный период под руководством Макса Щенникова формируется институт аккаунт-менеджеров со специализацией по направлениям:

  • веб-сайт и продвижение
  • мобильные приложения
  • корпоративные порталы

Аккаунтом последнего стал Павел Мелдажис, который присоединился к команде в 2014 году. Сейчас Паша руководит и развивает наше основное направление — разработка клиентских сервисов для транспортных компаний.

Ареал 20 лет

Эпоха конструкторов сайтов

2017 — 2018

  • К 2017 году конструкторы сайтов стали повсеместным решением, поэтому создать веб-ресурс самостоятельно стало легко даже без опыта.

Мы сделали упор на создание и модификацию корпоративных и клиентских порталов. Создали центр управления проектами для ФРДВ — Фонда Развития Дальнего Восток, Личный кабинет для юридических лиц появляется у НПФЭ.

В этот период началось наше знакомство с транспортными компаниями и их клиентскими потребностями. Запустили личный кабинет клиента для Первой Грузовой Компании, который сейчас считается одним из лучших в отрасли.

Личные кабинеты. Пандемия

2019 — 2021

  • Из-за коронавируса мероприятия и живые встречи отменялись. Бизнес понес убытки. Все перешли в дистанционный формат, чтобы избежать банкротства.
  • Спрос на электронные подписи в России вырос в 2,5 раза.

Мы перестроились на формат проектных команд, а не заказных проектов. За две недели в условиях пандемии запустили сервис прямой доставки из гипермаркетов Глобус.

Окончательно сконцентрировали усилия на портальных решениях и личных кабинетах. В фокусе — транспортные компании. Добавили в личный кабинет клиента FESCO возможность заключить типовой договор онлайн. В последствии провели масштабный редизайн и перепроектировали личный кабинет FESCO, разработали мобильное приложение личного кабинета MY.FESCO.

Ареал 20 лет

Начали формировать базу готовых приложений ArealToolkit. С её помощью запуск MVP личного кабинета клиента становится быстрее.

Вместе с концентрацией на одном направлении мы отсекли все лишнее и стали Ареал.

Пандемия дала толчок развитию компании. Нашу команду пополнили более 20 новых сотрудников.

Импортозамещение

2022

  • Массово закрылись иностранные компании, некоторые сайты прекратили работу в России.
  • Бизнес-сайты, сделанные на иностранных конструкторах, потеряли большинство функций. Это дало шанс проявить себя отечественным компаниям.

Мы интегрировались в конференц-среду транспортно-логистической отрасли. Выступили с докладами на межотраслевом саммите Транспорт и инфраструктура, Едином Слете Экспедиторов, конференции ТрансКонт. Перезапуск личного кабинета MY.FESCO получил серебро в номинации «Лучший дизайн интранета» на Tagline Awards 2022.

Чтобы лучше понять отрасль, подтвердить свои гипотезы, мы запустили исследование уровня клиентского сервиса компаний на рынке транспортных услуг.

Ареал 20 лет

Объединили все наработки в области цифрового клиентского сервиса и запустили лендинг areal.dev.

Год безопасности

2023

  • Positive Technologies в своем исследовании сообщает, что в связи возросшим напряжением в киберпространстве общее количество инцидентов кибератаки значительно увеличилось. Значительное влияние оказывает и рост рынка киберпреступности: злоумышленники расширяют теневой бизнес. Тем временем в связи с массовыми утечками данных появляется возможность проведения атак с использованием скомпрометированной информации о пользователях.

Этот тренд мы почувствовали на себе — впервые столкнулись с угрозой взлома на проекте клиента. Провели аудит безопасности. Стали партнером Ангары и Фланта.

Плотная работа с транспортными компаниями продолжается. Запустили сайт представительства Рускон в Шанхае, работаем над личным кабинетом для клиентов перевозчика. Дорабатываем личные кабинеты ТрейдТранс, Логистика 1520. Завершили исследование цифрового клиентского сервиса в транспортной отрасли.

Ареал 20 лет

За 20 лет мы прошли через четыре мировых кризиса, рождение и смерть нескольких рынков разработки, технологий, выпускали свои CMS, CRM, AR, платформенные продукты, сменили несколько направлений работы.

Сейчас Ареал — это 60 сотрудников. Мы остаемся любопытными профессионалами своего дела. Готовы расти, развиваться, узнавать и создавать новое.

Ареал 20 лет